ПРОЕКТ ПОСТРОЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО РАЗУМА
НА БАЗЕ НЕЙРОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
(ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ)
(редакция от 09.06.10)
В Институте проблем управления РАН им. В.А.Трапезникова, группа к.ф.-м.н. Бодякина В.И. лаб. №37 готова приступить к проработке технического задания на построение искусственного разума#1 (функционально более широкого понятия, чем интеллект) и приглашает специалистов принять участие в этом инициативном проекте.
Нашей группой в течение последних десятилетий исследовалась нейросемантическая (НСС) форма представления информации. НСС – это многодольный ориентированный граф, в вершинах которого находятся нейроподобные N-элементы. Исследования показали, что представление произвольного текстового потока в форме НСС дает множество преимуществ: произвольный ассоциативный и параллельный доступ; автоструктуризацию (N-элемент ? образ), монотонно растущую компрессию, повышенную надежность, независимость времени доступа от объема хранимой информации, самопрограммируемость входящей информацией и др. Анализ нейрофизиологической литературы показал большую корреляцию свойств НСС со свойствами сети биологических нейронов мозга.
На базе НСС уже сейчас можно приступать к разработке проектов: крупномасштабной ассоциативной памяти, высокоэффективному каналу передачи данных "Земля-Космос-Земля", крупномасштабной информационной системы, ориентированной на работу со слабоструктурированными информационными потоками, data mining, структурному анализу генома и др.
Дальнейшие работы с НСС позволили теоретически построить систему, способную самообучаться решению произвольных логических задач.
В качестве полигона по исследованию когнитивных свойств НСС был разработан нейросемантический регулятор. На первой (№1) его модификации, как аналога системы с универсальной адаптируемостью живого, была показана возможность его самообучения по управлению любым априорно неизвестным объектом за счет перебора всего пространства "состояние объекта и управляющее воздействие".
На №2 продемонстрировано основное свойство интеллекта – преодоление "проклятия размерности" в "гладких" предметных областях. За счет предварительного обучения ("школьное образование") возможным различным отношениям (примеры отношений: величина управляющего воздействия "больше/меньше" величины параметра состояния объекта, воздействие и состояние "одного/разных знаков" и др.), при взаимодействии регулятора с предметной областью скорость обучения существенно возрастала по сравнению с регулятором №1.
На регуляторе №3 показан механизм самоформирования отношений (т.е. свойство разума), которые в регуляторе №2 задавались извне, что и позволяет теоретически разрешить проблему построения искусственного разума.
Нейросемантические регуляторы №1, №2 и №3 представляют эволюционный ряд усложняющихся систем, что позволяет в них дополнительно строить уменьшающиеся информационные пространства: "пространство состояний" >> "пространство отношений" >> "энтропийное пространство" и при этом во всех регуляторах используется один алгоритм перебора. Эти свойства регуляторов позволяют исследовать на них особенности когнитивных функций.
Теоретически открывающиеся перспективы построения искусственного разума (в миллиарды раз превосходящие человека по информационной мощности) ставят и ряд актуальнейших вопросов: о направленности эволюции, экологической безопасности, а также вопросы нравственного характера и др. Начав полномасштабные работы без ответа на них, можно попасть в ситуацию "информационного Чернобыля". Помимо перечисленных задач, в первоначальном варианте Проекта существует чрезвычайно большой спектр вопросов. Все их необходимо предварительно обсудить, "можем ли мы?", и, если "можем!", то постараться сформировать следующий шаг-итерацию Проекта.
Для многих отечественных исследователей типична ситуация, когда что-то мысленно конструируется и затем "оставляется на полке". И если через несколько лет происходит встреча с практической реализацией данной идеи, то это вызывает запоздалое сожаление: "Почему не довел до ума?". Вот почему предлагается уже на первом подготовительном этапе начать теоретические обсуждения вопросов и поэтапное формирование команды Проекта. "Лучше попытаться сделать сейчас, чем потом сожалеть". Тем более, что сил и возможностей у нас достаточно для первого этапа Проекта, а именно, для построения программного прототипа.
К началу сентября, если наберется команда, будет проведен семинар. Все, у кого есть вопросы, могут частично получить на них ответы из материалов Концепции в библиотеке ИПУ или у разработчиков. Буду рад обсудить с коллегами вопросы этой наиважнейшей темы.
С уважением, Владимир Бодякин. ИПУ РАН, 11.03.2005
#1sn Под искусственным разумом (ИР) здесь понимаются программы, имитирующие поведение человека.
Список документов Проекта
0. Приглашение к сотрудничеству
- Концепция построения искусственного разума на базе нейросемантического подхода.
- Формализация определений проекта.
- Механизмы эволюции информационных систем.
- Нейросемантическая форма представления информации.
- Информационный ресурс ("сигнал - информация - знание").
- Адаптивные регуляторы №1 и №2 на нейросемантических структурах.
- Адаптивный регулятор №3 на нейросемантических структурах ("разумный регулятор").
- Приложения и дополнения.
- Основное различие естественного и искусственного интеллектов.
- Эволюция и вероятность.
- Метод нейросемантической структуризации.
- Семантическая единица.
- Семантическое расстояние.
- Текстовая энтропия.
- Парадокс Рассела в социуме (о "двойных стандартах").
- Антропный принцип.
- НСС – лингвистическая модель Вселенной.
- Эволюционный потенциал.
- Информационная цивилизация.
- Метаправо информационной цивилизации.
- Декларация прав и ответственности субъекта.
- Новые деньги (товарно-денежные отношения информационного общества).
- Социально-экономические проекты на базе нейросемантического подхода.
По всем вопросам Проекта обращаться к Бодякину Владимиру,
E-mail body@ipu.ru www.informograd.narod.ru/
тел. (095)334-92-39, в ИПУ тел 1-346
|