"АГРО-ИНФОРМОГРАД"

(поселения будущего на российской территории)

(Приложение 11а)

 

Содержание

Введение. Концепция программы.

Первый этап. Выбор территории, разработка основ комплексной программы формирования "Агроинформограда".

Второй этап. Создание производств первой очереди.

Третий этап. Создание центра агро и информационных технологий.

Четвертый этап. Развитие услуг информационных технологий.

Пятый этап. Создание Института инноваций и построение глобальной базы знаний по всем потенциально важным научным направлениям.

Заключение. Практический этап. С чего нам начинать. Кадры и их профессиональная подготовка. Начальные средства. Земля. "Когда начинать?".

 

 

Введение.

Концептуальная программа формирования "Агроинформограда" разбивается на несколько этапов.

  1. Подготовка производственной агробазы.
  2. Создание зоны отдыха и досуга, с возможным привлечением валютных средств.
  3. Формирование центра агро и информационных технологий.
  4. Предоставление услуг в проведении научных конференций, семинаров и пр.
  5. Создание Института (или группы) инноваций. Построение глобальной базы знаний по всем потенциально важным научным направлениям. Организация проведения научных конференций, семинаров и пр. с возможным развитием научных идей в НИР, ОКР и производство.

Агро и информационные технологии имеет глубокую философскую взаимосвязь. Для человека жизненно необходима пища естественная и духовная, это необходимый минимум. Люди рождаются из земли (человек состоит из ее компонентов) и в нее уходят, производя знания (духовное, т.е. информацию) за свою жизнь.

Приобщаясь к труду на земле в период становления личности и непосредственно видя результаты своего труда, человек проникается философией естественной жизни. В процессе формирования человека-творца настоящий полезный труд лучше любой игры с точки зрения воспитания. Ребенок должен постичь, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни. В обществе, в котором на первое место поставлен человек, любой труд может подняться до уровня творчества. На этапе творческой активности человек работает в информационной сфере - досуг же, как правило, на земле. И далее, в связи с преклонным возрастом умудренный опытом, обычно опять возвращаются к труду на земле, к делам юности, к молодому поколению. Работа без мечты, без цели может вызывать только отвращение. Но человек не может жить только одним трудом, трудом, которого от него ждет общество, любой труд человека должен стать творчеством, а в этом творчестве он должен обладать максимальной свободой.

Свобода личности, особенно творческой, - это единственный путь к благосостоянию, справедливости и независимости нации и культуры.

Первый этап. Район брошенных деревень. На первом этапе осуществления программы берется район брошенных деревень, полностью обезлюженные территории, где если и остались жители, то главным образом, пенсионеры. Желательно, чтобы район имел потенциальную возможность развития собственной стройиндустрии.

Экологическая рекультивация. Район может быть экологически неблагополучным и требующим рекультивации земли (почвы) или ландшафта. Это могут быть земли, на которых ранее осуществлялись нефте-, лесо- или прочие разработки, возможно также, что это могут быть районы, высвобождаемые в процессе конверсии, в ходе сокращения ракетных вооружений, тем более, что в этом случаях уже сформирована инфраструктура данного региона. При этом необходимо просчитать стоимость рекультивации, и, используя последние достижения науки и техники провести ее с возможной выгодой для получения дополнительных средств на дальнейшее развитие программы. (Например, восстановление степного комплекса из пашни осуществляется за 3 года высеванием перемолотой массы сена целинной степи. Тогда как восстановление естественным путем требует 15-60 лет. Другой пример - восстановление земель после прокладки трубопроводов при помощи углекультивации и пр.)

Интеграция программ конверсии и информатизации. Хотелось бы подробнее остановиться на возможности интеграции программы конверсии и программы информатизации, т.к. это может иметь большие социально-экономические последствия. ВПК обладала самым высоким научно-техническим потенциалом в Союзе, имела высококлассные кадры и работающую управляющую структуру. (ВПК, пусть ценой больших затрат, но решал локальные и четко поставленные задачи: "Прикажут - пусть мы с большими затратами, в триста раз, но сделаем". ВПК могло себе позволить выбраковки 95% изделий !! Где такое еще было возможно? В отличие от ВПК гражданский сектор вообще потерял понятие качества и надежности изделия: "Если Родине надо, то мы продукцию дадим, а коли на второй день она развалится, сделаем еще. Правда может быть, не сразу, а через несколько лет".) Если всю мощь промышленности ВПК постепенно переориентировать на возможность ее саморазвития на базе высоких технологий, то это будет тот локомотив, который еще сможет вытянуть из пропасти всю социально-экономическую формацию России. Программа Агроинформограда также удобно совмещается с программой конверсии. Небольшие, часто удаленные городки, которые надо обеспечивать сельхозпродуктами и эту задачу лучше поручить им самим. В тоже время они достаточно подготовлены, чтобы развивать высокие технологии не только регионального уровня. Это позволит им уйти с дотации государства и стать центрами возрождения экономики и культуры региона.

Реанимация сельского хозяйства через хутора. Основной аграрной единицей рассматриваемой программы, является хутор на 5 - 10 семей с 100 - 200 га сельхозугодий. Хутор производит овощи, фрукты, зерно и возможно технические культуры. Также в его производство входит мясомолочное производство и рыбоводство. Если территория будет иметь равнинный характер, то можно построить полностью автоматизированные сельхозугодия на базе мостовой технологии.

Все 5 - 7 хуторов объединены в агроинформационный комплекс. 2% с оборота и 10% с прибыли идут в общую казну комплекса. На эти средства строится сеть дорог и информационная связь (радиотелефонная), а также оплачиваются общие услуги информационного центра.

Информационный центр. Задачи, требующие более значительных затрат, предлагаются информационным центром (со всеми расчетами) и решаются на акционерной основе. Информационный центр разрабатывает многовариантную и типизируемую схему агроинформационного комплекса. Он также подбирает и обучает персонал для расширения производства агроинформационного комплекса, используя при этом современные психодиагностические и обучающие средства.

Следующей задачей информационного центра является прогнозирование и управление развитием агроинформационного комплекса, привлечение передовых педагогов - новаторов для обучения детей, привлечение медиков и использование современной медицинской техники.

Информационные центры создаются на самостоятельном балансе и полном внутрихозяйственном расчете, доходы центров формируются за счет тарифов за оказываемые услуги. Центры оснащаются современными вычислительными средствами для хранения, обработки и передачи информации.

Центры оказывают услуги информационно-коммерческого характера, научно-производственного, бытового характера и т.д., основная их функция - это "предоставить нужную информацию нужному потребителю в нужное время". С помощью использования информационно-вычислительных сетей и мощных информационно-поисковых систем, они предлагают услуги в виде:

- электронной почты, электронных газет и журналов (новости, реклама, рецепты, советы и т.д.); - организации телеконференций и референдумов по различным вопросам политики, экономики и т.д.; - справок по бытовым услугам;

- заказов товаров на дом и выполнения коммерческих расчетов.

Компьютеризированные рабочие места информационного центра как и общедоступные терминалы вычислительной сети должны быть оснащены графическими дисплеями, поддерживающими связь с центральной компьютерной системой на языке близким к естественному. Экономико-юридические и этические вопросы программы "АгроИГ". Исходя из того, что программа "Агроинформоград" имеет большое социально-экономическое значение для нашей страны, для ее успешной реализации необходимо добиться для Агроинформограда минимального (нулевого) налога с оборота в течение первых пяти лет, минимальной цены на землю и привлечь для участия в этой программе высококлассный стартовый научный персонал, которому предоставить нормальные производственно-бытовые условия, решая тем самым проблему "утечки мозгов" (хотя самое страшное для нашей культуры не это, а их невостребованность обществом).

Ассоциация агроИГ. В будущем возможно формирование Ассоциации агроинформационных комплексов, что сделает их более устойчивыми к различным случайностям и экономически более рентабельными за счет использования свойств различных климатических зон и соответственно некоторой разумной их специализации.

Второй этап - создание индустрии досуга и отдыха. Второй этап - это создание индустрии проведения досуга и отдыха. Экологически чистые продукты, чистый воздух (за свою жизнь человек делает 600 миллионов вздохов, в его организм попадает 60 тысяч кубометров воздуха) и т.д. создадут нормальную обстановку для восстановления сил у жителей агроинформационного комплекса, но эти же условия очень привлекательны и для "посторонних". На этой основе можно создать высокоприбыльную индустрию (в том числе и валютную) рекреационных центров.

Получение средств для развития. Этот этап попутно решает две основные задачи агроинформационного комплекса. Первая - это получение средств для дальнейшего развития и вторая - это привлечение средств для строительства гостиниц, конференц-залов и т.д., что позволит безболезненно перейти к третьему и четвертому этапу.

Третий этап - создание центра агро и информационных технологи. Этот этап, фактически уже был начат ранее, но его основной нагрузкой была агротехнология, которая не требовала больших затрат.

Статистика высоких агротехнологий. В США, Канаде и высокоразвитых странах Западной Европы обычными стали урожаи зерновых культур в 60 и 70 ц/га. Если в начале века фермер США мог прокормить 7 человек, то в середине 70-х - 50, а сейчас эта цифра подобралась к 100. (Один гектар пашни при переложной системе прокармливает 0,77 человека, при трехпольной - 1,17 и при плодосеменной - до 9,3 человека. (А.В.Советов)).

Однако за видимым благополучием в агротехнологиях видится и надвигающаяся деградация окружающей среды. В США на получение одной пищевой калории затрачивается сегодня около 9 калорий ископаемого топлива (главным образом нефти). Тогда как одна тонна гумуса содержит 5*106 ккал энергии, причем ежегодно пахотный слой разрушается эрозийными процессами, который возрос в 8 раз за последние полвека, и ежегодно в моря и океаны сносится 24*106 тонн наиболее плодородного поверхностного слоя почв.

На основе знаний глобальных проблем современного земледелия, планируется создание подразделения перспективных технологий, основное требование к которым - это необходимость в них и превышение мирового уровня на момент их разработки. В агроинформограде необходимо ориентироваться на последние достижения научной мысли.

Например известно, что существуют культуры, способные расти на соленых почвах, без помощи пестицидов и противиться насекомым; Специальные ферменты, превращающие твердые отходы в сахара и спирты; Микроорганизмы, отделяющие ценные металлы от руд, извлекающие нефть;

Генная инженерия предлагает методы трансплантации эмбрионов для улучшения пород и для увеличения численности продуктивных пород животных, которые будут давать больше молока и мяса и т.д. Очевидно, что такая работа может проводиться только при прогрессивных информационных технологиях.

Даже простой ассоциативный доступ к уже существующей в мире информации существенно усиливает возможности и это можно продемонстрировать на примере агрокультур. Известно, что с одного гектара земли можно прокормить человека в течении 5560 дней, если на нем вырастить сою, 2218 - если пшеницу, 1883 рис или кукурузу, 590 - если перевести биомассу в молоко, 463 - в мясо, 323 - в птицу, 193 - в говядину. На нашей планете известно 75 тысяч видов растений. Человечество за всю историю "попробовало" около 3 тысяч, причем культивировало только 150, и только 20 видов обеспечивают нам 90% продовольствия. Зафиксированные рекордные урожаи: кукурузы (зерна) около 200 центнеров с гектара, пшеницы - 150, ячменя - 115, овса - 106, проса - 200, картофеля - свыше 1000, сахарной свеклы - 1300. В то время как, производственная урожайность в 5-10 раз меньше.

В Нидерландах самая высокая в Европе урожайность и продуктивность скота, в Израиле, в киббуцах получают от коровы до 12 тыс. литров молока и до 90 ц зерна с гектара. В Нидерландах вся земля принадлежит государству, а в Израиле - 90% (киббуцам - аналог нашего колхоза). Везде частная собственность на землю дает более низкую продуктивность, что непосредственно связано с современной масштабностью и технологиями.

Опыт других климатических регионов дает нам следующие примеры: в Индии можно получать ежегодно 900 кг рыбы с одного гектара, в Сингапуре до 400 кг моллюсков с каждого квадратного метра плота. Подсчитано, что с площади в 1 гектар, заселенной водорослями, при глубине водоема в 1 метр можно получить до 400 тонн белка в год. Выведены культуры водорослей с содержанием жира большим, чем в семенах подсолнечника. В Японии с одного гектара площади акватории получают до 16 тонн мяса устриц.

Микробиология дает примеры еще более фантастических результатов. Ежедневный прирост биомассы (белка) доставляет: - для животных (корова) - 0,1% (на 500 кг. - 0,5кг привеса ежедневно); - растения (соя) - 1%; - микробы (дрожжи) - 100000% (т.е. на 500 кг. - 500 тонн привеса ежедневно !!! /естественно, при достаточности питания./);. Микробы извлекают примерно 100 млн.т аммиака из воздуха, против 40 млн.т получаемых всей химической промышленностью, при адских температурах и высоком давлении и соответствующей экологической нагрузке на окружающую среду. Почему бы при разработке агротехнологий не ориентироваться на эти и другие данные.

Агроинформоград на этом этапе выступает с "Информационной инициативой" ("Нейронной инициативой") на базе нейронных технологий, предлагая рынок аналитических услуг в сельском хозяйстве с дальнейшим расширением на все сферы деятельности человека.

Развитие современных информационных технологий - это хотя и высокорентабельное производство, но оно требует больших начальных затрат. Эти средства (частично) можно получить в виде кредитов и продажи сегодняшних ноу-хау (см. Приложения 3,10).

Четвертый этап - услуги в проведении научных конференций и кооперативных исследований. Четвертый этап - предоставление услуг в проведении научных конференций, семинаров и пр. - имеет необычайно важное экономическое значение как для агроинформационного комплекса, так и для всей страны.

Экономика знаний. В настоящее время в нашей стране самое ценное - знания и информация - никому практически не нужны. Мы теряем их, ходим по ним, втаптываем их в грязь, и самое страшное, то что мы даже не понимаем этого, в то время как в наиболее развитых странах Запада и Японии возникла даже новая перспективная отрасль - экономика знаний. Производство информации и информационных технологий стало для них одной из самых прибыльных и быстро растущих отраслей. Но необходимо помнить, что, например, США только со второй половины 1980-х годов начали пожинать плоды массовой компьютеризации, которая разворачивалась в предыдущее десятилетие.

Тезис о нашем "безнадежном" технологическом отставании, муссируемый на Западе, не подтверждается рядом фактов. Во-первых, на протяжении десятилетий СССР не уступал США и другим странам Запада в создании новых систем вооружения, и во-вторых, западные предприятия весьма широко используют советскую технологию, о чем свидетельствует тот факт, что в 70-80 годы ими было куплено 1,5 тыс. лицензий и ноу-хау. Т.е. опыт показывает, что в наша страна умеет добиваться поставленных целей, взять, например, достижение военного паритета со всеми наиболее развитыми странами. Другое дело, что задачи ставятся не всегда корректно.

Участие ИГ в научных работах. Агроинформационный комплекс предоставляет на льготных условиях помещения (конференц-залы, базы отдыха, и т.д.) для проведения научных обсуждений потенциально значимых проблем, при этом сотрудники Института инноваций также активно участвуют в проведении этих мероприятий. Используя крупномасштабную базу знаний на нейроноподобной основе, они активно пополняют эту базу, а также предлагают возможные решения поставленных докладчиками проблем, исходя из информации, предоставляемой этой информационной базой. Очень вероятно, что такое активное сотрудничество явится источником многих интересных идей, и это тем более вероятно, что информационная база агроинформационного комплекса интегрирует знания по всем предметным областям. С экономической точки зрения это очень перспективная работа, т.к. по существующим оценкам реализации "плохой" и "хорошей" идеи по своей экономичности могут отличаться в 1000 и более раз.

Крупномасштабная база знаний агроИГ. Крупномасштабная база знаний агроинформационного комплекса может стать основой глобальной системы сбора информации, интегрирующей информацию со всех источников. Нейронные технологии - путь эффективного развития знания (проект "Информоград").

Пятый этап - создание Института инноваций. Пятый этап - создание Института инноваций и построение глобальной базы знаний по всем потенциально важным научным направлениям, которое фактически начато на четвертом этапе.

Метод проб и ошибок, хотя и дал определенный толчок развития науки и техники в XVIII-XIX веках (трансформатор, электродвигатели, железобетон, фонограф, радио и т.д.), но в наше время эффективность его падает, исходя из огромности информационного пространства, и при этом незнание приходится разменивать на время.

В прошлом к вершинам мастерства вел метод бесчисленных проб и ошибок, самый медленный путь к совершенству в любом ремесле.

Наука может стать реальной силой лишь тогда, когда научные знания становятся достоянием каждого.

Что мешает человеку творчески мыслить? В ряде случаев ему мешает как раз те знания, которые он приобрел. Они, эти знания, формируют у человека установки, часто действующие вне нашего сознания.

Новое в науке и в искусстве чаще всего открывают любители, потому что у нового нет профессии. Профессионал по образованию, будет улучшать параметры, тогда как дилетант предложит нестандартное решение. Профессионал, выросший из любительства, чаще всего - новатор.

Любительство (дилетантизм) имеет две стороны: свободу полета мысли (отсутствие сложившихся профессиональных предрассудков) и отсутствие эрудиции для научного обоснования и защиты своей идеи, недостаточное владение знаниями о предметной области. "Дилетант сотрясает систему устоявшихся взглядов". Скептики правы сегодня, а мечтатели - завтра, потому что мечтатели видят цель: остро необходимое уже, но пока еще не осуществимое.

Но смешны и наивны надежды дилетанта в любой области творчества оказаться автором безумной идеи, прокладывающей новые пути развития науки или искусства. На примере анализа биографий многих знаменитых композиторов показано, что их продуктивному творчеству предшествует период усердной учебы. И никто из них не создал ни одного выдающегося произведения ранее, чем через 10 лет после овладения мастерством. А казалось бы, возьми инструмент и покори всех своей гениальностью, подарив им "непревзойденный шедевр".

Таблица инноваций. Интересна таблица инноваций существенно изменивших наше мировоззрение. Фантастам удалось предвидеть то, в чем испытывалась потребность, что целенаправленно искалось, это в основном технические решения и изобретения, и решены они были в основном специалистами. Не удалось предвидеть то, что кардинальным образом поменяло нашу жизнь и это в основном научные инновации, естественно, что делали эту работу дилетанты, так как не было даже названий постановок задач.

Удалось предвидеть

Не удалось предвидеть

Автомобили

Рентгеновские лучи

Летательные аппараты

Ядерную энергию

Паровые двигатели

Электронику

Подводные лодки

Звукозапись

Космические корабли

Квантовую механику

Телефоны

Теорию относительности

Роботы

Сверхпроводники

Лучи смерти

Спектральный анализ

Искусственную жизнь

Геологические часы

 

Проникая в глубины атома и бесконечные дали космоса, а так же и при исследовании живой природы мы делаем только первые шаги и непрерывно наталкиваемся на загадки... Но увы, есть деятели науки, которые активно борются против признания существования не объясненных еще пока явлений. История науки показывает, что каждое великое открытие, почти каждая плодотворная идея встречала в научных корпорациях самое грубое непонимание, самое недобросовестное преследование.

"Перед каждым паровозом бежит тень лошади" Г.Уэллс. С незапамятных времен не прекращается война, то глухая, то открытая, но всегда ожесточенная и часто свирепая, эгоистически самозащитная война, которую ведет дух косности против духа прогресса.

Под дилетантом понимается противоположность специалиста, т.е. человека занимающегося тем же, но не специалиста, а точнее, человека не окончившего ВУЗа по данной специальности или не имеющего официальных документов подтверждающих о его образовании в этой области или заслугах.

Профессионал - это человек, в совершенстве владеющий методом, знающий все подводные камни, опасности и секреты ремесла.

Открытие Трои - редчайший случай удачи непрофессионала. Но торопясь сделать открытие, Шлиман допустил уничтожение верхних слоев (что для профессионала - "азы"), и они погибли для науки навсегда.

Но никто не рождается "специалистом", им становятся, и определить является ли некто специалистом или нет можно только по практической пользе от его деятельности. Ярким примером "дилетанта" является Ю.Кондратюк (18??-1945). Увидев интересную проблему и почувствовав возможность ее решения, он берется за нее и решает пионерскими методами, которых "специалисты" явно не могли изучать. Например, узнав об объявленном конкурсе на ветроэнергетические установки, он вошел в данную предметную область, изучил эту проблему, разработал и начал осуществлять проект, к характеристикам которого приближаются только сейчас, через 50 лет. Если бы Ю.Кондратюк "загорелся" строительством космодромов, то и в этом направлении он бы смог сделать очень много. В современном капиталистическом мире (например, США) многие компании предпочитают специалистов, из других предметных областей. Новый взгляд технически высококультурного человека по своей инновационной деятельности, по результату часто превосходит, "специалистов". Поэтому многие компании, подозрительно относятся к работнику, если он в течение длительного времени (более 5 лет) не менял область своей деятельности.

Проведение успешных инноваций является решающим условием экономического положения научно-производственной организации в новых условиях хозяйствования. Инновационная деятельность, требуя значительных финансовых и материальных ресурсов, не дает гарантии хотя бы их возврата в случае неудачи. Потому инновационный процесс требует тщательного планирования и управления на всех этапах, в особенности на стадиях отбора инновационных проектов. Процесс планирования инноваций крайне сложен, поскольку он слабо структурирован и трудно формализуем, требует значительного опыта и интуиции экспертов, обработки большого объема количественной и качественной информации. Планирование инновационных проектов тесно взаимосвязано со стратегическим планированием эволюционного развития организации.

По опросу проведенному в середине 1985 года фирмой "Артур Д.Литтл" выявлено, что две трети японцев заявили, что инновации приобретают все большее значение (такого же мнения придерживались 40% североамериканских предпринимателей и 25% - европейских). На нововведения у японцев уходит треть рабочего времени (у европейцев - 25%, и у североамериканских бизнесменов 24%). И самое главное, 85% японцев заявили, что, по их мнению, в будущем они будут уделять проблемам нововведений еще больше времени.

Наука - это узкая тропка между пропастями верхоглядства и догматизма. Верхоглядство и догматизм - две стороны лженауки.

Стабильность науки - важнейшее ее свойство. Новая теория переходит в старую в тех условиях, при которых была установлена - принцип соответствия.

Институт инноваций и НСС. Основным инструментарием Института инноваций является интеллектуальная информационная система (ИИС), которая позволяет осуществить не только простое накопление невзаимоувязанной информации с формированием на ее основе структуры стройного знания, но также и выдвижение гипотез и проведение их проверок. Работая в тандеме с экспертом или ищущим "исследователем-дилетантом", "она" (НСС или НСС + человек) будет порождать принципиально новую технику, в которой используются новейшие достижения современной науки, не применявшиеся прежде физико-химические или иные методы. Такая техника, как правило даст прирост производительности труда в несколько раз. Внедрение новых технологий требует тщательного экономического и экологического (в глобальном понимании) анализа, и эта работа также будет проводиться НСС. Также возможно, что с ее помощью будут совершаться фундаментальные открытия ("фундаментальный поиск, рождает технику принципиально новых возможностей").

Кто возьмется сейчас подсчитать экономический эффект от открытия транзисторов (1928 год) за 40 лет до их массового применения, а тем более предсказать в то время их влияние на нашу жизнь. Сейчас на подходе биотехнологии, информатика и т.д. В настоящее время в погоне за рублем академические институты могут сузить фронт поисковых и фундаментальных исследований. Не отказываясь от принципов хозрасчета, необходимо найти наилучший баланс между фундаментальными и прикладными работами. (В США прирост на фундаментальные исследования составляет 11%, прирост по НИОКР на 91 год -12% (Рейган в 1989г. запросил 17%), против 7% - СССР. В абсолютных цифрах этот разрыв еще более удручающий).

Основная задача Института инноваций заключается не только в получении прогрессивных ресурсо- и энергомалоемких, а также экологически чистых технологий - это лишь необходимые и нужные задачи с позиции экономики и социума. Основная задача - это понять место человека во Вселенной, попытаться ответить или хотя бы приблизиться к пониманию основных этических вопросов: "о смысле жизни" и "нашем предназначении". Для ответа на эти вопросы сначала необходимо ответить на вопрос "что же такое информация ?" - информация не в антропном понимании, а информация с позиции Вселенной. Создание Института инноваций именно в нашей стране определяется "запредельностью" нашего национального мышления, мы всегда (такой уж у нас характер) ставим задачи на пределе человеческих возможностей, задачи "завтрашнего" дня.

Темпы освоения новых технологий и новой техники постоянно и очень стремительно растут. Известно, что: "человечество потратило 25 тысячелетий на производство металла после освоения огня, 25 веков ушло на промышленное использование электроэнергии с момента описания явления электричества, за 25 лет произошла смена трех поколений ЭВМ. Или другой пример, на освоение производства бумаги ушло 1000 лет, паровая машина осваивалась 80 лет, производство транзисторов осуществлено за 3 года, лазеров - за 3 месяца", т.е. интервал времени от рождения идеи и до ее претворения в жизнь, благодаря развитию технологий, становится соизмеримым с одной человеческой жизнью, и поэтому все больше и больше зависит от нее, а не от внешних обстоятельств. Наличие инструментария в виде НСС, позволит нашей культуре уже практически реализовывать эту "запредельность" в ближайшее время, и мы имеем необычайный шанс занять достойное место среди развитых стран, тем более что у них основная часть трудоспособного населения занята посреднической деятельностью, которая легко перепоручается ИИС (только 13-15% трудоспособного населения непосредственно производят материальные ценности).

"Что же такое информация?" К сожалению, несмотря на осознание всеми огромного значения областей знаний, тесно связанных с философским понятием информации, к настоящему времени, в стране сложилась несколько странная ситуация: в стране нет ни одного академического института по разработке и исследованию вопроса - "Что же такое информация?". Хотя такие работы и проводятся в смежных областях знаний, но это приводит к "ведомственному" понятию информации ("только для внутреннего употребления").

За последние 35 лет об информации написано много книг, но ни в одной из них, в том числе и в энциклопедиях, до сих пор нет инвариантного определения общего понятия информации. Этот факт говорит о фундаментальности понятия информация. Наука об информации является не следствием какой-либо науки, а самостоятельной наукой, причем относящейся к наиболее фундаментальным. (Предложения по структуре программы исследовании информации как информационного ресурса приведены в Приложении 16).

Заключение. После определения целей и составления плана (программа Агроинформограда) встает со всей своей прямотой вопрос, с чего надо начинать нам, сейчас, для претворения этой программы в действительность.

Вопрос первый - "Где черпать кадры?". Возможный ответ - "В городе", где часть населения, причем высококвалифицированного, готова перебраться из экологически, ... и т.д. неблагополучных городских условий в агроинформационный комплекс, причем часть населения вследствие надвигающейся безработицы будет даже вынуждена перебираться в такие комплексы, например, в Москве, "пере-насыщенной" научными кадрами (1/4 трудоспособного населения занята в науке и научном обслуживании - это 2 миллиона человек. В столице живут и работают около 1/3 всех академиков, членов-корреспондентов и профессоров, вообще научные кадры Москвы составляет 1/4 страны. В Москве проводится 1/3 фундаментальных работ, в 300 НИИ и ПКБ. Москва и крупный культурный центр, 1/4 издательств, 77 % тиража, 1/4 деятелей литературы и искусства. [сб. Московский столичный регион, М, Мысль 1988г]).

Далее встает второй вопрос - "Как эффективно организовать аграрную и информационную деятельность прибывающих кадров?".

Кадры должны проходить переподготовку (от одного месяца до года) для безубыточного ведения хозяйства. Им необходимо обеспечить техническую базу в виде ресурсосберегающего жилья (35 тыс. руб.), высокорентабельных ферм (напр., на 50 коров - 500 тыс. руб.) и т.д. [Программа "Фермерское хозяйство", Техника и наука, N5/90, программа ВС РСФСР "Фермер России"]. Интеграция агро и информационных сфер становится актуальной в настоящее время, когда большие группы населения вынуждены мигрировать в силу различных обстоятельств и при их широкой профессиональной ориентации работ от подсобных до высокотворческих, и в агро или информационной сфере они смогут найти достойную их работу.

Третий вопрос - "Где взять средства?". Источниками кредитования могут быть средства, снимаемые с проектов "строек века", средства, необходимые на трудоустройство и содержание этих людей в городе, акционерный капитал, местные власти, заинтересованные в сохранении и приумножении земного плодородия и т.д. Можно взять долгосрочный кредит у государства на развитие сельского хозяйства (50 тыс. на одно хозяйство, в ценах 90 года). Но даже если "вообще нет никаких средств", то возможен и "беззаемный путь". Например, Компьютерный мониторинг всех земельных угодий России (200 млн.га и по более чем 400 видам вредных организмов) составляет 500 Мбайт/год. Можно наладить управление погодой в зоне рискованного земледелия, начиная с бывших союзных республик, например, с республик Средней Азии (Узбекистана и др.).

Следующий вопрос - "С чего начинать?". - "Начинать надо с земли!". Наша страна располагает огромными ресурсами, которые зачастую вообще никак не используются, что часто ухудшает со временем их количество и состояние, в частности это касается необрабатываемых земель. "Пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится делить и считать" [П.А.Кропоткин (1842-1921)], т.е. для начала развития "Агроинформограда" можно вообще обойтись "без копейки", надо только дать свободу, свободу сейчас и свободу в будущем (хотя бы лет на 50).

Последний вопрос - "Когда начинать?". - "Сегодня, сейчас!". Психологи утверждают, что ребенок, не научившийся говорить до 4-5 лет, уже никогда этому как следует не научится. Общество, которое своевременно не вступит на путь информатизации и гуманизации на ее основе всей жизни, рискует безнадежно отстать от развитых стран, попасть в информационную зависимость от них. Поэтому курс на информатизацию страны должен стать одним из центральных в зримой перспективе наших дел.

Внешиний вид Информограда

 

Внутренняя малоэтажная схема Информограда

 

 

                         

     Рабочее место - ИРМИ                                                                                Отдых, отлично способствует творчеству -                                                                                                                                основному занятию информоградцев

 

 

Дополнительная литература к разделу:

- Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике, М., Просвещение 1991, 158 с.

 

назад    на уровень вверх    вперед

Вернуться на главную

Hosted by uCoz