Принципы непрерывного образования в информационную эпоху
(образование в Информограде)

03.02.2001. Руза

Вся эволюция человечества базируется на эксплуатации ресурсов, которые позволяли компенсировать энтропийные процессы жизнедеятельности цивилизации. По значимости этих ресурсов назывались и ее исторические периоды. Каменный век, - бронзовый, эпоха пара, - нефти, -  атома, сегодня, это эпоха (век) информации (знания).

Индустриальный этап развития цивилизации был построен на невозобновляемых ресурсах (угле, нефти). Это породило множество экологических проблем глобальных масштабов и принесло понимание того, что необходим альтернативный путь.

В качестве альтернативы развития постиндустриального этапа предлагается переориентировать базис на возобновляемые ресурсы (солнечная, гидро-, ветроэнергия, энергия приливных станций и пр.). Пересчитывая солнечную энергию, падающую на поверхность Земли и ее количество необходимое для одного человека по меркам высокоразвитых стран, получается, что на Земле может устойчиво существовать только "золотой миллиард". Следовательно, 5/6 всего населения излишний груз. И в 1992 году (нашего времени ?!) в Рио-де-Жанейро году излагается программа "stability development" (?) (устойчивого развития), в которой принимается, что 5 миллиардов землян "безбилетники" на планете Земля. Это результат профессионального "недообразования" лиц принимающих решения индустриально развитых стран и полного отсутствия у них даже понятия о нравственных категориях.

Человек - это прежде всего сила ума и любви сердца. И развивать эти жизнеопределяющие категории в нем призвано образование. В докладе мы рассмотрим вопрос приобретения знаний, как общеобразовательного, так и профессионального уровня, а точнее, технологию непрерывного самообразования в саморазвивающихся социально-экономических структурах (Информограде) [ , ].

Вернемся к рассмотрению процесса эволюции цивилизации. Так вот, постиндустриальная фаза развития цивилизации (не поворачивается язык назвать это "обществом") переходит в стадию информационного общества. Информационное общество характеризуется тем, что основным ресурсом становится информация, знания и, основным занятием людей это общества становится обработка, передача и хранение информации.

Информация уже не материальный ресурс. А это в корне меняет форму сложившиеся формы социально-экономических отношений. Если для материальной фазы ресурса характерны различные законы сохранения, т.е. ресурс всегда был ограничен, например, давая его кому-то на данную величину он изымался у других. Для информационного ресурса ситуация противоположна. Первое, передавая знания кому-либо у дающего они не убавляются. Второе, получивший знания, разовьет их и возвратит, в том числе и давшему их первоначально, уже с существенно большим потенциалом. Т.е. информационный ресурс является экспоненциально саморазвивающимся. "Знания порождают знания". Чем больше ты отдашь, тем больше все получат, тем все станут богаче, могущественнее, в том числе и ты. Естественно, что процесс экспоненциального прироста знания в обществе требует определенного социального и педагогического управления.

Характерно влияния информационного ресурса и на материальные ресурсы. До середины прошлого века монотонно сокращались запасы топливного ресурса - угля. Но благодаря новому дополнительному знанию, информационному ресурсу, количество топливного ресурса многократно увеличилось, за счет открытий и вовлечения в эту сферу нефти и ядерного топлива. И это не последние открытия.

Таким образом, перед цивилизаций открывается возможность экспоненциального развития, не угасающего, и не "устойчивого" (ограниченного) развития, а именно, экспоненциального.

 

назад    на уровень вверх    вперед

Вернуться на главную

Hosted by uCoz