ПРОБЛЕМА "ДОБРА И ЗЛА"

Проблема "Добра и зла" одна из самых древних и самых сложных в человеческой культуре. Вопросов здесь очень много. Одни из первых вопросов: "Существует ли зло в активной, персонифицированной и сверхъестественной форме?" и "Обязательное ли его дополнение к Добру?".

Как-то общепринято, "Добро" должно существовать, если существуем мы и, с "Добром" обычно ассоциируется процесс Божественного творения, т.е. как бы существует синонимичная пара "Добро-Бог".

Если принять позицию "активного зла", то у человека появляется равноправный ("плюаристический" в современном понимании) выбор, возможность встать под знамена "Добра" или "зла", и это уже дело вкуса. В передовых отрядах армии Добра и зла, те же чины и звания, такое же по объему довольствие, различие только лишь в вырабатываемой субстанции, кровь это или елей(?). Кровь или елей остальной массы, наблюдающей за битвой отрядов, под знаменами Добра и зла. Пока есть эта "оставшаяся масса", она будет постоянно рождать борьбу и проблему "Добра и зла".

Мотивы рождающие из "оставшейся массы", как из почвы, сторонников Добра и зла достаточно просты: если хочешь благ много и сейчас - пристраивайся в отряды зла и ты получишь желаемое за счет еще не определившихся, или за счет поверженных; если хочешь действительно много благ, становись в ряды борцов за "светлое будущее для всех".

В эволюционном плане эти две поведенческие позиции вполне прогнозируемы. Пока шла экстенсивная экспансия живой массы в теле планеты, зло действительно могло жировать за счет вовлечения в свои сферы новых ресурсов и паразитирования на них. Два-три поколения "злодеев" действительно являлись наглядным противоречием и укором всем нравственным учениям. Затем империя зла действительно вымирала (загибалась??), выжженная ими же почва уже не плодоносила. А так как зло ничего не создает, то оно само по себе самоуничтожимо и естественно коллапсирует в ничто, оставаясь только как нравоучительная история. Сегодня, в современном мире, где каждый поступок возвращается к его автору результатом уже через год-два, оказывается, что "сегодня зло уже ворует у себя завтрашнюю ложку". Даже очень заплывшие жиром мозги начинают понимать эту наглядную истину. "Зло самоуничтожимо и, соответственно, совершенно бессмысленно", даже если и существуют высшие силы зла, и даже если они победят Добро, то далее, они, как пауки в банке, вынуждены будут съесть друг друга, начиная с самых хилых.

Сущность "Добра" любому человеку с нормальной психикой вполне понятно. Это и свет, и тепло, и пища, полученные собственным трудом. "Добро" - это и помощь близкому, это и твоя помощь и помощь тебе в трудную минуту. А так как творческие усилия, обращенные в едином направлении, всегда складываются по закону сверхаддитивности ("суммарный потенциал системы существенно больше суммы отдельно взятых потенциалов", законы А.А.Богданова, автора знаменитой "Тектологии" - учении об всеобщем управлении), то Добро задает тенденции социальной интеграции. Все, что мы видим рукотворное вокруг нас - это результаты Добра. Для придания же сил "Добру" необходимы механизмы социального управления, построенные на Любви, ему необходимы также и инструменты для открытия новых горизонтов развития человека, наций, народов и всей человеческой цивилизации.

Возвращаясь к вопросам в начале статьи, если понимать под злом пассивную форму, как наше временное незнание об окружающем мире, "зло - это просто камень на дороге". Не видел, споткнулся, вот и больно. Осветили дорогу, убрали с нее камень, и не стало уже этого зла, и пошли дальше, продолжая открывать Мир для себя и для других.

Открывая Мир, человек становится свободнее от притяжения породившей его материи и социальной истории. Он уже не обязан вступать ни в одну из армий Добра или зла, он волен создать свои отряды и двинуться с ними по своему разумению.

А что, если даже нет и персонифицированных сверхъестественных сил Добра? И что мы вообще понимаем под Добром?

Добро это, скорее всего, - помощь, которую мы получаем, когда попадаем в критическую ситуацию. Добро - это процессы по преодолению этих трудностей. При решении совершенно новых задач Добро представляется в форме Творчества, при преодолении же уже известных трудностей, Добро - это есть Любовь (к себеподобным).

Социальная культура человечества уже давно использует понятия "Добра и зла". В разных культурах и на различных исторических этапах становления общества их используют с позиции как одного субъекта, одной семьи, одной общины, одного народа, одного человечества, одного разума. Постепенно, исторически и культурно, критерием Добра становится все большие и большие общности людей. И, как эгоистические, отвергаются предыдущие идеалы. Сначала отвергается гегемония индивидуализма - эгоизм, затем семейная и общинная - мафия, классовая и национальная (государственная) - фашизм. Сегодня ставится под сомнение и человеческая гегемония: движения за экологию, за единство всего живого на планете. И этот восходящий процесс идет непрерывно и его не остановить.

Понятие "Добро - это есть Бог", а служение Богу понимается как свод заповедей и канонов, сегодня также ставиться под сомнение. Добро как Бог не может проявиться (материализоваться) для человека в своей охранительной функции, это антипедагогично, т.к. Homo-sapiens все трудные ситуации станет переадресовывать Богу и уже не состоится как человек. Значит, если Бог существует, он не может проявится для человека как сущность и, следовательно, человек в форме Homo-sapiens никогда с Ним не может встретиться. Поэтому формула "Добро - это есть Бог", может существовать только в форме веры.

Если предположить, что Начало материально, т.е. встать на чисто материалистические позиции, то тогда ответить, что же есть Добро и зло должен уже человек. История социальной эволюции говорит об отсутствии какой-либо четкой константы, замороженной формы или застывшего канона, определяющего на все времена и на все ситуации понятие Добра в виде некоторого эталона-образца.

С другой стороны, в каждый исторический момент, в обществе есть достаточно четкое представление о том, что есть Добро и зло. Если проследить направление изменений в понятии Добра, то как мы уже отмечали, это постоянное возрастание в понимании все большей и большей общности человеческой сути, это приближение понимания человека к всеединству мира, попытка охватить, обнять всю Вселенную в Любви к ней.

Это растущее экспоненциально всеохватывающее движение захватило не только культуру, но и науку. В науке человек уже приближается к тайнам Мироздания. Скоро он сможет понять их и тогда пред ним откроется возможность творить мир, такой мир, как он его понимает. Если человек достигнет этих высот (Человек), то понятно, что его мир будет миром изначального Добра.

Следовательно, проблема в определении "Добра и зла" достаточно проста. Добро - это есть все, что приближает время становления человека как Богочеловека, а зло - это все то, что мешает этому процессу. Соответственно и количественная мера "Добра и зла" - это на сколько ускоряется или замедляется процесс эволюции, процесс Восхождения Человека.

Механизмы вычисления конкретной количественной меры каждого поступка и каждого человека на пути его духовного становления осуществляются с помощью крупномасштабной информационной системы на базе нейросемантических структур, разработкой которой профессионально занимается наша группа и которая описана в книге (Бодякин В.И., Куда идешь, человек? Основы эволюциологии /информационный подход/ -М., СИНТЕГ, 1998, 332с., 61 рис., 21 прил., тир.3000, грант РФФИ), а также отражена на сайтах в Интернете http://www.ipu.ru/stran/bod/bod.htm, http://www.informograd/narod.ru .

Владимир Бодякин,

апрель 2001г.

Информоград.

 

назад    на уровень вверх    вперед

Вернуться на главную

Hosted by uCoz