Информационная цивилизация

Пролог Нейросемантика


 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

- МЕТАПРАВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

- ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА

 

(На правах рукописи от 27.04.06.)

 

Бодякин В.И.
Институт проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова, Москва
body@ipu.ru , http://www.informograd.narod.ru , служ.тел.:334-92-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2006г.

 

М Е Т А П Р А В О 
ИНФОРМАЦИОННОЙ   ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Права человека — это система норм поведения и существуют она на стыке морали и права.

Моральные права существуют в системе моральных норм — т.е. норм поведения, которые обеспечиваются лишь духовным воздействием — общественным одобрением или осуждением. Зрелые моральные нормы имеют тенденцию перерастать в правовые нормы — тогда, когда моральные требования выражены в договоре и начинают охраняться силой государственного принуждения.

В этом плане различают естественное и позитивное право. Естественное право есть нравственный минимум, который необходим для сохранения общества. Позитивное право выражено в действующем законодательстве. Требования естественного и позитивного права могут не совпадать. Достаточно вспомнить законы гитлеровского и сталинского режимов, а так же, и хотя и в мягкой форме, но сегодняшнее время с его "золотым миллиардом". В этих условиях возникает коллизия естественного и позитивного права: чему подчиняться — законам писаным или законам высшим?

В современном мире права человека должны определяться метаправом, или «правом для права». Метаправо — это общие правила для установления всех правовых систем.

Во всех мировых религиях — буддизме, иудаизме, христианстве, мусульманстве, даосизме, конфуцианстве — выражена идея "не поступать с другим человеком так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой". Это первое "золотое правило" Метаправа. Как пример одного из древнейших прав человека — запрет произвольного убийства [ ].

Предпосылки прав человека мы видим в греческой политической философии, в учении стоиков, в иудаизме и раннем христианстве.

Новейшая история прав человека начинается с 1789 г.: продукт Великой французской революции — знаменитый документ "Декларация прав человека и гражданина" [ ]. В нем, в частности,  сформулированы основополагающие принципы прав человека — «моя свобода не должна противоречить свободе другого» и «дозволено все, что не воспрещено законом». Основные положения Декларации: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах (ст.1); никто не может быть подвергнут преследованию, аресту или наказанию вне того, что предписано законом (ст.7, 8); человек считается невиновным, пока не доказано обратное (ст. 9); каждый волен высказывать свои мысли и мнения, в том числе и религиозные, писать, печатать и обнародовать свои идеи (ст. 10, 11); равенство трактуется как одинаковые для всех ответственность перед законом и доступ к управлению, равное участие в формировании законов (ст. 6) и государственных расходах (ст. 13, 14); собственность есть «неприкосновенное и священное» право, и человек может быть лишен ее только в случае, установленном законом при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17).

В 1791 году был создан американский Билль о правах (на нем основана современная американская Конституция). Здесь нашел отражение взгляд на природу государственной власти, наиболее отвечающий современной философии прав человека: свободные граждане назначают власть для обеспечения своей жизни, своих нужд. Они добровольно ограничивают свою свободу в той мере, в какой это необходимо для управления обществом. (Сегодня мы так формулируем важнейший принцип прав человека, следующий из этого понимания природы власти: властям дозволено только то, что разрешено законом, а человеку — все то, что не запрещено законом.)

В XIX в. постепенно формируется идея, что соблюдение прав (еще не сформулированных как права человека, скорее это защита некоторых групп населения, меньшинств, защита справедливости) не является внутренним делом государства. XIX век — это история так называемой «гуманитарной интервенции». Например, в 1827 г. Англия, Франция и Россия оказывали давление на Оттоманскую империю с целью защиты греческого населения. 1860 г. — вмешательство во внутренние дела Сирии для защиты христианского меньшинства. 1878 г. — Балканская война — вооруженное вмешательство для защиты немусульманского меньшинства. В конце XIX в. происходит важное событие: рождение идеи гуманитарного права. По инициативе швейцарцев развивается правовая защита участников войны, прежде всего, раненых и военнопленных

Нюрнбергский процесс поставил вопрос: по каким законам судить преступников? Это было невозможно ни по национальному законодательству Германии (гитлеровское законодательство оправдывало геноцид), ни других стран, где были совершены преступления, хотя таких стран было множество. Военных преступников судили по нормам естественного права, и это чрезвычайно важный прецедент. 1945 г. — выражение этих норм в Хартии ООН, 1948 г. — во Всеобщей декларации прав человека.

Позже правоведы подвергли текст Декларации жесткой критике, там много неудачных формулировок. Однако на тот момент было важно зафиксировать намерение государств добиваться реализации перечисленных прав. (Декларация — заявление о намерениях.)

Следующий этап — Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод (1950 г.). Это система практического обеспечения прав человека и их защиты на международном уровне.

Снова и снова мы вынуждены убеждаться, что все попытки организовать "идеальное государство", которое обеспечивает полный контроль одних людей над другими в обмен на полную опеку, в соответствии с "парадоксом Рассела в социуме" [ ], неизбежно приводили и будут приводить к системе террора и угнетения. Эксперименты не удавались как в малом масштабе: фаланстеры, коммуны, так и в развитых странах, где сбор информации государственными органами для нужд социальной защиты (это сведения о семье, материальном достатке, здоровье и пр.). Хотя эта информация и находится под жестким контролем общества, граждан, но абсолютно гарантировать исключения возможностей различных злоупотреблений на ее основе сегодня невозможно.

В основе прав человека лежит возможность выбора собственного будущего и устранение возможностей самоуничтожения человечества. У Эйнштейна спросили: какое оружие будет в третьей мировой войне? Он ответил: «В третьей — не знаю, а в четвертой — палки и камни». Права человека, это возможность выбора человеком собственного будущего.

Права человека и современная демократия — это одно и то же, в некотором смысле они противоположны. Демократия — это право большинства, защита интересов большинства. Права человека означают защиту интересов меньшинства и даже отдельных субъектов. Сегодня очень часто права человека осуществляются за счет урезания интересов большинства ("мои права ограничены только правами другого"). Если при этом не возникает серьезного противоречия с основными целями развития общества (максимизация эволюционного потенциала данного общества), то можно более снисходительно относиться к индивидуальным особенностям субъектов. В противном случае, субъекты вынуждены либо попытаться показать полезность для общества своих особенностей своего поведения, либо же подчиниться общепринятым нормам общества, или же, покинуть его.

Сегодняшнее понимание "прав и обязанностей"  надо переводить в плоскость "права и ответственности". Глобальные информационные системы (ИРМИ) способны практически просчитать последствия каждого поступка каждого субъекта, и если раньше, для упрощения понимания каждой конкретной ситуации они подгонялись под небольшое число статей закона, то сегодня вполне возможно каждую ситуацию рассматривать как уникальную в поле прецедентов и тенденции пролонгации общества в будущее.

Поэтому в информационном обществе каждый субъект становится гражданином, наделенным правами и ответственностью за свои поступки и поступки ближних. Он "никому и ничего не обязан и не должен", он лишь ответственен за будущее общества (естественное право общества). Понятно, что гражданин всегда честен перед лицом своих сограждан, также как и перед самим собой.

В информационном обществе невозможно "качать права", особенно инородные для данного общества. ИРМИ предложит оптимальное разрешение любой ситуации даже с количественными оценками (прогнозируемого эволюционного потенциала). Сегодня же, в дебрях противоречивых юридических законов и подзаконных актов все юридические решения подчинятся личной заинтересованности субъектов правящего класса.

Категория естественных прав человека отталкивается от биосоциального минимума, без чего нет будущего у человеческой жизни. Естественно, что сюда включается: право на жизнь и личную неприкосновенность и равенство перед будущим (законом).

Никто и никакой "добрый правитель" не может даровать людям свободу. В этом случае, это будет уже не их свобода. Для начала, люди должны осознать цель и смысл собственной жизни. Единомышленники должны объединиться, в этом будет их сила. И стать гарантом собственного будущего и будущего своих детей.

Особенность сегодняшнего времени заключается в том, что мы современники конца истории земной цивилизации. По нашим оценкам, до 2030-2050 года должны произойти катастрофические цивилизациионные метаморфозы, и мы сегодня определяем наше будущее.

Вариантов развития цивилизации несколько. Основной и наиболее вероятный (естественный), если не предпринимать специальных мер -  возрастающий хаос последствий технологий глобального действия, приводящий за несколько лет к полной гибели человечества.

Другие варианты, - это специальные меры по взятию под контроль всех цивилизационно опасных процессов и организации русла развития цивилизации в направлении формирования БогоЧеловека с выходом в новое измерение - Мироздание. Главная задача этих проектов в том чтобы успеть до опасной черты, до 2030 года  ("Общественное движение 2030"), взять под контроль и управление всех социально-экономические важные процессы .

 

Литература.

  1. .

 

 

Для замечаний


Д Е К Л А Р А Ц И Я    П Р А В  
И    О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т И     С У Б Ъ Е К Т А

  1. Каждый субъект полностью свободен в своем ментальном (информационном) пространстве (мире).
  2. При мотивации своих поступков каждый субъект должен учитывать текущие объективные ограничения законов реального мира и принимать во внимание возможную мотивацию поступков окружающих его субъектов.
  3. Все формы жизни (субъекты) имеют равные права на окружающее их пространство и время, но при конфликте интересов (мотиваций поступков) более развитые формы в объективной иерархии классов-видов (растение, животное, человек, сверхразум (божество), ИР, …) несут большую ответственность перед непрерывной экспоненциальностью эволюционного процесса.
  4. В рамках одного класса-вида каждый субъект проекты (мотивации) своих поступков должен рефлексировать на самого себя. Если результат поступка устраивает его при любом распределении ролей, то этот поступок можно считать гармоничным. Если есть роли, будучи в которых, результат поступка его не устраивает, то такой поступок можно считать негармоничным или конфликтным.
  5. При гармоничном прогнозе выбирается поступок, сохраняющий максимальный эволюционный потенциал для всего данного биоценоза.
  6. Если при негармоничном прогнозе субъект сознательно выбирает поступок, не сохраняющий максимальный эволюционный потенциал для данного биоценоза, а исходит из собственных эгоистических соображений, то данному субъекту по результатам поступка отводится (предлагается) самая "отрицательная" по эволюционному потенциалу роль.
  7. Посредством разума человек способен и имеет право преобразовывать окружающий мир, а также создавать себе помощников с целью гармонизации мира. Гармонизация заключается в рукотворном преодолении диссонанса его видения идеи мира и существующей формой.
  8. Если созданные субъектом рукотворные помощники являются субъектами, то они автоматически входят в расширяющуюся (открытую и динамичную) иерархическую структуру субъектов и наделяются всеми правами субъектов, в частности, правом голоса.
  9. Полной свободы иерархически высшие субъекты по эволюционному этапу достигают при переходе в новое эволюционное измерение. Так, первые простейшие на земле были полностью свободны, также была свободна и жизнь океана, выходящая на сушу, и человек, познавший законы вселенной, уже осознанно становится свободным, переходя из вселенной в Мироздание.
  10. Эволюция высокоорганизованной материи - это стремление к свободе, в том числе и к преодолению пространственно-временных энтропийных и прочих ограничений реального мира (как результаты: бессмертие, осознанная всесущность, …)

 

Для замечаний

 


© Морозевич Ю. В., Москва, 2008
Hosted by uCoz