"Каждый получает то,
"что он искренне желает другим,
- только в тысячу раз более.

ПРОЕКТ "ИНФОРМОГРАД"

То, что надо обществу сворачивать с индустриально-потребительского пути, согласны все, но куда и как? Информоград - это концептуальная модель саморазвивающейся социально-экономической структуры, основной целью которой является развитие ИИР (знание о человеке, об окружающей природе, о Вселенной). На нынешнем этапе - это разработка прогрессивных и энергосберегающих экологически чистых технологий, основной компонентой в которых являются информационные технологии. В информограде предполагается комплексное решение проблемы "человек - производство - быт (физическое и духовное здоровье)", при этом основную техническую нагрузку будут нести мощные СИС на базе нейросемантической парадигмы. Иерархично-блочная структура проблем по их значимости, охватываемых проектом "Информоград", имеет следующий вид:

 

Ближайшими аналогами информограда можно рассматривать структуры наших академгородков, технополисов и технопарков Запада, где разрабатывались и разрабатываются все передовые технологии и производства [68,73]. В ряде стран программы создания и развития технополисов стали приоритетными государственными программами, достаточно упомянуть только японскую "Стратегию технополисов" [69,74.75].

Под технополисом сегодня понимают город с прилегающей к нему территорией, где в органическом единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, ВУЗы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой [68].

Цель и стратегия развития информоградов существенно отличается от технополисов и технопарков (как "мини-технополисов"), она комплексно объединяет на новом этапе развития компьютерных и коммуникационных технологий все лучшее из названных научно-производственных структур, гармонично включая в эту сферу и социальные вопросы. Основное отличие - это смена приоритетности ресурсов с материальной проекции на информационную.

Экономика информограда (первый этап). Следует отметить, что на первом этапе реализации информограда будет переходный период, в котором от уровня развития сегодняшней культуры и экономики будет осуществляться постепенный переход к этике социальных отношений на базе ИИР.

Этот переход будет заключаться в переориентации на ИИР, в частности, это производство интеллектуальных (brain-based) высокорентабельных товаров и услуг, научно-производственные исследования, патентная деятельность и др. Разработка и использование передовых высоких технологий приведет, как минимум, к удвоению годового ВП информограда (см. (3.1)), что даст всем членам социума подлинную свободу в выборе приложения своих творческих сил. Устранение в информограде только денежного обращения и служб, связанных с его обслуживанием, позволит снизить себестоимость любого продукта на 25-35% ("Финансовые работники осваивайте новые профессии!").

"Мыслить глобально, действовать локально". В результате выполнения начальной фазы проекта "Информоград" будут гармонично решены многие сегодняшние наболевшие проблемы. Объем стартового финансирования, необходимый для реализации этапов, связанных с проведением фундаментальных работ по Проекту, составит несколько млн. долл., что существенно меньше стоимости аналогичных зарубежных проектов [19]. Уже по мере их выполнения будут появляться возможности практических реализаций наработок Проекта как для их самофинансирования, так и для реинвестиций в развитие всего Проекта.

В проекте "Информоград" технологично сливаются воедино три мощные направления: культурно-исторический (1); высокие информационные технологии (2); прогрессивные социально-экономические технологии (3, см. рис. 3.23). В Проекте все решения бескомпромиссны и одновременно самостоятельно оптимальны, и это является гарантией его жизненности.

 

Мотор экономики информограда - СИС и ИРМИ на ее базе (см. выше). Приоритетными являются научные исследования, разработки (ИИР) и опытное производство на их основе. Время решений необычайно ускоряется, кадры готовятся в процессе решения проблем из сегодняшнего, вполне достаточного научного потенциала. Концепция информограда комплексно охватывает научную, производственную и бытовую сферы жизнедеятельности микросоциума. При локализованной структуре - это небольшие научные городки с самодостаточной инфраструктурой и мощными техническими средствами информационного обмена. При распределенной структуре - это глобальная коммуникационная сеть единомышленников, решающих при помощи СИС отдельные задачи комплекса нравственного Восхождения человека.

Социально-экономические отношения в информограде. Построение социально-экономических отношений внутри информограда на базе новых информационных технологий приводит к радикальным изменениям по всем аспектам привычных нам социальных отношений.

В частности, СИС позволит в информограде бесконфликтно разрешить Парадокс Рассела. Совместное производство материальных продуктов объединяет людей, а последующее эгоистическое (кастовое) разделение результатов совместного труда - всегда противопоставляет людей друг другу. Противостоящие сегодня друг другу из-за дележки материальных благ начальники и подчиненные сольются в единое множество творцов ИИР, благодаря автоматизации СИС рутинной, в том числе и управленчески-бюрократической деятельности, и предоставлению каждому индивидууму поля истинно творческой деятельности,

Стоимость. Исходя из возможности сведения оценки всех социально-экономических процессов к единому - изменению времени наступления Светлого апокалипсиса (см. социальные траектории, рис. 3.5, параграфа 3.1), можно предложить и процесс текущей оценки произведенных или имеющихся продуктов в информационном обществе. Доля времени от каждого продукта (ti) в изменении общего времени наступления СА (D TСА), умноженная на переводной коэффициент (k(руб.)) и есть относительная оценочная величина его "валютного эквивалента" (ri).

ri = k(руб.) * (ti) / D TСА (3.9)

"Время наступления СА - деньги". Оценка стоимости продукта произведенного много ранее, оценивается моделированием в СИС ситуации его исключения и, соответствующим результирующим влиянием на изменение времени наступления СА. Для оценки стоимости долгосрочных планируемых продуктов при моделировании в СИС используются уже известные на данный момент стоимостные оценки.

Каждый произведенный продукт (элемент, деталь) имеет авторскую метку, по которой легко прослеживается реальный многоаспектный жизненный цикл изделия. Если качество оказывается выше среднего, за данное изделие автор получает дополнительные "валютные баллы", в противном случае, соответствующее их количество вычитается со счета автора.

В информограде "валютные баллы" представляются не только совокупной суммой, но и структурой, как и из чего она была построена. Поэтому, этот эквивалент оценки общественно полезного труда невозможно ни украсть, ни выменять и соответственно невозможны с ним никакие махинации так характерные для сегодняшнего мира.

Стоимость произведенного продукта оценивается только по его социальной значимости, которая определяется как взаимовозрастание потенциальных и реализация возможностей каждого субъекта социума, что однозначно определяется как прогресс.

Понятно, что при данном подходе, любой асоциальный продукт, как например, бытовые наркотики всегда будет иметь отрицательную стоимость. Любопытно, что в информограде и небрежное отношение к собственной персоне также "наказывается рублем". Например, при отклонении от индивидуального сбалансированного питания со счета вычитаются как за недобранные, так и за перебранные калории. Хотя это символические цифры, но на переходный период, они оказывают определенное социально полезное организующее действие.

Получая от СИС точную взаимовзвешенную оценку собственного трудового вклада, каждый субъект может квалифицированно выбрать для себя социально более необходимую и нравящуюся ему деятельность. Общество становится социально неиерархическим /единым/ и действительно социально-равноправным. Но самое главное, оно становится "едино-семейным", всячески помогая каждому индивидууму в его духовном и физическом становлении. Индивид становится центром внимания всего социума.

"Если главной задачей общества будет стремление помочь каждому человеку понять свои потребности и научить удовлетворять их социально приемлемыми способами, формировать их и развивать в направлении высшей духовности, то служение такому обществу будет главной потребностью человека" [125]. {25}

Нормы этики информограда (Стремись к истине со всеми). Стратегическая цель информограда заключается в максимальном способствовании общему приросту ИИР на базе нравственности (любой другой путь тупиковый). При этом декларируется полное социальное равенство всех субъектов социума. "Отношение к тебе - это есть отражение твоего отношения к другим" - моральный императив Канта с возможным упреждением.

В случае нарушения этических норм социума результаты этих нарушений должны быть исправлены субъектом в настоящем, и им также должна быть проведена работа для недопущения аналогичных проступков любым субъектом социума в будущем. Это единственный и достаточный правовой закон в информограде.

Все социальные вопросы в информограде с помощью СИС упрощаются до обозримых любым человеком объемов знаний, и основой социальных взаимоотношений станет открытость и честность.

"Судить по совести (цели, смыслу), а не по букве" - категорический императив для каждого живущего в информограде (жизнь слишком сложна и многогранна, чтобы письменный закон мог покрыть и успевать отслеживать все разнообразие ее проявлений). При этом каждый субъект волен поступать, как он считает нужным, но должен быть всегда готов дать всем (в частности, СИС) объяснение мотивов своих поступков.

Техника (СИС) позволяет полностью отслеживать и обрабатывать большие объемы информации, практически исключая возможность существования любой социальной лжи. На переходный период для нравственного человека - это большая помощь, для эгоиста - это дилемма: либо исправляться (тем более, что от этого выиграют абсолютно все), либо не входить в этот социум. Информоград - это путь от сегодняшнего уровня культуры и экономики к этике на базе ИИР.

Экономика информограда (второй этап). "Человек - это птица, боящаяся взлететь". Сняв груз острых социально-экономических проблем, можно перейти ко второму этапу Проекта - становлению ноосферы. Ноосфера - этап развития биосферы, на котором осуществляется переход от стихийных природных процессов к сознательному управлению процессами социальной и геопланетной истории [157].

Если рассмотреть сегодняшний спектр производимых продуктов на душу населения любой экономически высокоразвитой страны, то любой человек ужаснется: зачем ему ежегодно по 100 кг серной кислоты, по 1000 кг металла, ... по 1000 т/км перевозок и пр. Ему попытаются объяснить, что это необходимо промышленности (машинам эпохи индустриализации). А зачем ему именно эта промышленность?

Если оглянуться в нашу историю жизни, то, в конечном счете, миллионы тонн металлических изделий попали на свалку, дополнительно создавая проблему с их утилизацией; зерно после реализации и переработки, в лучшем случае, опять вернулось на поля. Все наши мегаватты электроэнергии превратились, в конце концов, в тепловое загрязнение атмосферы.

Сухим остатком из нашего активного жизненного процесса осталось только новое знание (ИИР), порожденное нами с помощью машин и хлеба [71,72]. Не руда и уголь и даже не хлеб, а новые знания, приближающие нас к часу СА - есть первооснова человеческой экономики. До сегодняшнего же дня в экономических науках все поставлено с ног на голову (деньги, материальные накопления, власть).

Не материальная экономика, а информационная экономика всегда была и есть основа эволюции общества. Материальная экономика вторична, внешняя по своей сути. Этого, особенно сегодня, не видят только "зашоренные экономисты". Материальность экономики - это проекции, овеществленные оболочки эволюции социального знания. Материальная экономика - это поверхностная иллюзия.

Проблема дуальности экономики видна и на примере ее базисного ядра - человека. Человек - это совокупность души (сознания) и тела. Тело необходимо только как условие обеспечивающее жизнедеятельность разума. Это признается во всех культурах. И всегда, как карикатура, рассматриваются случаи подчинения души тленным телом.

Давайте, хотя бы на секунду, отключимся от “вещественно-энергетического” мировоззрения и попробуем начать считать экономику социума от человека, от его глубинных устремлений, от часа приближения к СА.

Исходные условия:

- инструментарий - ИРМИ;

- материал - ИИР;

- потребление (потери), исходя из (3.7 и 3.8) минимальны;

- цель развития экономики - выйти за минимальное время к СА.

В Приложениях 7а и 7б приведены расчеты функционирования экономических моделей информационного социума. Любопытно, что из этих моделей следует, что достижение СА, т.е. разрешение неравенства (1.28) возможно в течение ближайших 30-100 лет (!).

Задачи информационного социума. Мы коснулись только части задач информограда. Остальной комплекс вопросов проекта "Информоград": образование (как гармоничное двуединство нравственности и знания), архитектура, досуг, сельское хозяйство, производство, ... - результат труда большого коллектива, к сожалению, не смог войти в этот материал из-за ограниченности его рамок [89].

К сегодняшнему дню разработано несколько вариантов Проекта: на 500-1000 чел. ("Агро-аква-информоград" - международный проект под эгидой ЮНЕСКО) (см. Приложения 11а и 11б), 1-100 тыс. чел. ("Информоград" - национальный проект) и на более 100 тыс. чел. ("Ноо-Град") [96]. Все проекты связаны через компьютерные сети, реализуя идеологию распределенного социума. Реализация данных проектов может рассматриваться как стратегия национального развития России.

Что даст реализация Проекта? Представьте обычный муравейник: эта биосистема достаточно "разумна" - одни работают, другие охраняют, третьи занимаются потомством и т.д. Но с наших человеческих позиций развития, их существование весьма примитивно - так же как и наша с вами жизнь с точки зрения будущих информоградцев. Информоград - это наше гармоничное будущее. А что мы имеем сейчас? Достаточно оглянуться по сторонам и даже не стоит приглядываться. Как работают наши телефоны? Как мы расплачиваемся в магазине? В архиве, в Государственной библиотеке, а тем более за углом, в районной, что-то не видно ни ксерокса, ни электронного каталога. Люди стирают в ваннах, едят пережаренную на газе пищу, и т.д. Конечно может быть жалко затраченных сил и лет на устройство в нынешней "социальной колее-канаве": "как теперь это все бросить?"; "Лучше уж тихонько и спокойно умереть в колее, пусть и прожив всю жизнь пригнувшись"; "Не дай бог потерять сытую пригнутость". Давайте остановимся на секунду и задумаемся - "а зачем и для чего все это?". Пытаться догнать в потреблении, а точнее в производстве отходов (энтропии) "запад"? Разбудить спящего можно, а притворяющегося спящим - никогда.

Как было показано выше (3.7 и 3.8) социальные системы необычайно устойчивы и пластичны под внешние условия. Если исходить из этого, и, имея ИРМИ как инструментарий ИИР, можно сказать, что сегодня мы располагаем достаточными и необходимыми условиями для начала Восхождения человека. Т.е. сегодня у нас есть все, чтобы начать строить нашу жизнь, в которой мы будем уже не подстраиваться под принижающие нас обстоятельства, а будем сами формировать вокруг себя высокодуховную среду.

Данный подход может лечь в основу национальной программы экспоненциального развития информационных ресурсов России. Ассоциативно объединяя через уже существующую компьютерную сеть ученых, технологов, решающих свои профессиональные задачи, ИРМИ будет вкладывать результаты решений в разрешение задач и проблем других участников и все это на высоконравственной основе (см. выше, Светлый апокалипсис). Понадобится действительно небольшой срок, чтобы получить первые результаты интегративной деятельности творцов и убедить всех в реальности и единственности данного пути.

Некоторым примером информограда является аналогия контакта с инопланетянами. Представьте, что появились доброжелательные и мудрые инопланетяне и предлагают свои знания для благоустройства нашего общества. Кто откажется?? Но вероятность появления инопланетян крайне мала, их роль через некоторое время смогут выполнить жители информограда.

В качестве примера "знаний об "инопланетной жизни" можно привести несколько выдержек из учебника "Новейшей истории" (Оранжевая планета).

Информоград на Оранжевой. "... После того, как события привели к необходимости полной перестройки в жизни общества, и уже все ясно осознавали, что надо это как-то делать, весь вопрос был в том, "Как именно ???", ответом стал - "Информоград".

Каждый человек практически имеет и выбирает реальную возможность соответствовать своей мечте в картине общего Восхождения - это характерный пример духа и единственного социального правила идеального информационного общества.

Еще примером реализации этого правила является опять же следующая цитата: "... жители планеты "Оранжевая" живут достаточно долго ("юные телом и зрелые умом"), их жизни хватает, чтобы посетить все уголки Вселенной и поработать в понравившихся" (из туристического справочника об "Оранжевой").

Любопытен также и текст их космогонии: "Было вечное пульсирующее Ничто. Одна из флуктуаций породила Нечто субстанциональное. Усложняясь, Оно образовало структуры плотной материи. Плотная материя гасила энергию начальной флуктуации возвращая опять все в Ничто. В этом временном зазоре, обгоняя энтропию, родился Разум. Он окреп и вырвался раз и навсегда из оков плотной материи. И с тех пор, рассыпавшись мириадами искорок по всему Ничто, Он совершенствует Разум и Нечто. ...".

Интересно, что и мы на Земле потенциально уже приближаемся к социально-духовному идеалу "Оранжевой планеты". Нынешнее поколение людей землян, живет в необычное время. Оно может прийти к Восхождению, минуя физическую смерть. Сначала это будет радикальное продление жизни, благодаря улучшению условий производства и быта (Проект), далее - благодаря решениям медицины, затем вступит молекулярная и информационная физики (ИРМИ).

Преодоление смерти. Природа человеческой смертности имеет генетическую и катастрофическую основы. Эволюционное усовершенствование организмов возможно только при их отказе от бессмертия. Человек уже не столько биологическая, сколько духовная сущность. Сегодня эволюция живого уже может перейти от "метода проб и ошибок" к управляемому человечеством процессу.

Биологическая смерть принижает духовного человека, разлагает человеческий тип. Эпизодичность существования порождает боязнь (страх) за свою жизнь, рождая трусость, робость, низость, лживость и прочие социальные уродства. Этот локализм во времени - есть извечная основа духовного и материального распада личности (эгоизм) и общества (различные формы диктатур). В этом личном страхе и безответственности перед потомками и прародителями лежит корень социальной несправедливости и всех антагонизмов общества [120].

Для человеческого разума смерть настолько логически бессмысленна, этически недопустима, эстетически уродлива, что человек духовный никогда не сможет примириться с существующим порядком смерти, и проблема преодоления смерти (бессмертия) неизбежно встает перед ним, как вызов всей его человеческой сути. Смерть - это парадокс в человеческой жизни.

Душа ДИС. История вопроса о душе уходит к началу самоосознания человечества. Мы уже рассматривали (см. выше, в параграфу 2.5. "Динамика формирования сознания и подсознания в ИС") процесс формирования особых структур в НСС ("шестое чувство"). В критический момент начала неумолимого разрушения организма ИС как физического носителя НСС эти структуры, гонимые жаждой жизни, могут (не существует никакого физического запрета) найти выход в высшие размерности (см. выше, Многомерность ПО). Возможно, что по этому каналу можно будет построить там псевдоматериальные структуры, изоморфные НСС данной ИС. Категорически утверждать это мы не имеем оснований, но за это существует множество косвенных доводов. Это многочисленные данные из психологии и из фольклора всех народов мира, также сама тенденция экспансии эволюции, и это гармонично разрешает многочисленные этико-нравственные проблемы. Допустим, что такой изоморфной НСС-структурой в высших размерностях может быть то, что уже называется душой [36].

То, что у двух ИС в процессе их диалога (взаимодействия) формируются изоморфные НСС, это уже установленный факт (см. Приложение 5) и ничто не запрещает живым системам строить отображения НСС во всех экологических нишах ПО. То, что это для ИС окупается, показывает вся история эволюции организмов, одним из ярких примеров которой является явление цефализации - принцип Дана [113]. Формирование души для ДИС - это вынужденный шаг [143,144].

Данная концептуальная модель образования души как некоторой материальной структуры, но лежащей вне нашего трехмерного физического мира, снимает многочисленные логические противоречия в попытках описания этого явления. Это и ответы на вопросы: "Откуда появилась душа?" - это определенный этап развития материи и их на Земле определенное, постоянно увеличивающееся число; "Может ли она существовать вне физического тела?" - по крайней мере к этому стремится наше подсознание; "Есть ли душа у животных?" - у низших животных и растений точно нет, граница проходит по homo-sapiens; "Может ли душа взаимодействовать с ИС?" - да, обратно видимо только при определенной настройке НСС; ... . Но вопросов, на которые надо ответить, еще очень и очень много. Поэтому для полных ответов необходима определенная экспериментальная деятельность, тем более что понятны контуры проблемы и уже существуют физические процессы, объективно отражающие вышеназванные явления (см. проект "Прорыв в многомерность", см. Приложение 19).

Процесс преодоления смерти - это научно-исследовательский и инженерный путь в микромир познания. Если, поднимая взгляд к небу, человек ищет и находит ответ на вопрос о смысле своего духовного существования, то опуская взгляд, он идет на органосозидание подсистем и элементов своего тела, как носителей души (1.23). Причем это время, когда человек преодолеет власть смерти, по нашим оценкам, это буквально дело рук уже нашего поколения (см. выше параграф 3.4).

Если процессы ассимиляции и энтропии жизненно необходимы до этапа эволюционного конструирования природой человека разумного, то к человеку духовному "старые одежки уже неприемлемы". Какими же должны быть "белые одежды" человека духовного? Эти вопросы необходимо решить перед дарованием бессмертия человечеству.

Мы надеемся, что Информоград позволит реализоваться большому нравственному и интеллектуальному потенциалу Человека - человека третьего тысячелетия.

Если кратко охарактеризовать, что такое "Информоград", то можно выделить важные для сегодняшнего дня три момента это:

- высокая производительность творческого созидательного труда;

- отсутствие любой социальной лжи ("бескастовость информации") и, как следствие, согласованная ориентация всего творческого потенциала только на созидание индивидуально нового ("неслиянность личности и социума");

- возможность полной и свободной реализации личности в любой сфере деятельности - от бытовой до производственной ("нераздельность личности и социума").

 

назад    на уровень вверх    вперед

Вернуться на главную

Hosted by uCoz