Развернутое описание проекта

Ответы на вопросы

 

  1. Пожалуйста, опишите проблему, которую Вы собираетесь исследовать в своем проекте.

Необходима научная (математическая) проработка вопроса перехода человеческой популяции в качественно новую форму существования - ноосферу, как форму существования социального организма. Корректность решения этой задачи можно оценить только после завершения этапа перехода человечества в эту новую форму. Понятно, что единственность попытки такого перехода налагает особую ответственность на научную общественность, и вообще всю интеллигенцию, причем не какой-либо отдельной группы, страны или культуры, а общественности всего человечества, особенно передовых ее членов.

Рассмотрение аналогичных (наиболее близких) процессов эволюционного перехода высокоорганизованной материи: физической формы в биологическую; далее, формирование из протожизни - растительной формы, затем, - высоорганизованных животных и далее разумной, все это дает примеры в которые должна укладываться разрабатываемая научная концепция процесса перехода человечества в ноосферу.

Необходимо также исследование чисто теоретических подходов: попытки рассмотрения этого вопроса в художественной, научно-технической фантастике и популярной литературе; различных религиозных учениях как древности, так и современных религиозных течений, а также исследовательских групп оккультных и "внеземных цивилизаций"; которые в своей форме должны удовлетворять ряду требований, в числе которых: логическая непротиворечивость, причинно-следственная картина мира, а также удовлетворять основным естественно-научным парадигмам.

 

2. Каковы цели предполагаемого проекта?

Анализ всевозможных аспектов проблемы качественного перехода человечества:

Позволит сделать выбор механизмов и путей теоретически минимизирующих опасность процесса перехода человечества в Ноосферу.

 

  1. Укажите Ваши рабочие гипотезы или исходные посылки. Опишите общие аналитические подходы, а также методологию работы над проектом. Не ограничиваясь перечислением, раскройте конкретные социологические или иные методы, которые Вы намереваетесь использовать.

Анализ смены социальных форм, приводящий к выводу о компрессии их длительности (с сокращением, примерно, в 10 раз каждого этапа. Так, эпоха собирательства длилась более сотни тысяч лет, эпоха охоты и скотоводства - десятки и более тысяч лет, эпоха земледелия - тысячи лет, эпоха индустриализации - сотни лет. И дальнейшая экстраполяция: эпоха информационного общества - десятки лет и, далее, эпоха Ноосферы - всего несколько лет).

А также, тот факт, что человеческая цивилизация уже вступила в завершающую фазу (информационное общество), все это заставляет серьезно (!) заняться исследованием процесса качественных переходов социальных форм высокоорганизованной материи (человечества).

Результаты нашего анализа [Бодякин В.И. Куда идешь, человек? Основы эволюциологии (информационный подход) -М., СИНТЕГ, 1998, 332с., 61 рис., 21 прил.] по длительности предполагаемой информационной эпохи и по параметрам всех ее основных характеристик совпали с результатами, изложенными в [Alvin and Heidi Toffler. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995] .

 

4. Подробно опишите используемые приемы и материалы. Если речь идет об опросах общественного мнения или экономических моделях, приложите описание процедуры опроса или моделирования, анкеты или другие соответствующие материалы.

Проводя логический анализ предыдущих качественных скачков высокоорганизованной материи (биологический этап) можно отметить, что при переходах: "растений" в "животные" и "животных" в "Homo-sapiens", помимо того, что на каждом этапе приобреталось новое качество ("движение", "разум"), у высокоорганизованной формы материи также шел и экспоненциальный процесс прироста информационных и интеллектуально-информационных ресурсов. Увеличение оперированием информационным ресурсом давало и дает существенное преимущество в расширение сферы влияния данных активных систем (живых организмов) на процессы окружающей среды.

Особенно существенным этот процесс - прироста интеллектуально-информационных ресурсов стал заметен в процессе перехода индустриального общества в постиндустриальное и информационное. В процессе социальной эволюции происходит монотонное повышение производительности труда, которое выражается в замещении материальных ресурсов интеллектуально-информационными ресурсами.

Предпочтительность интеллектуально-информационных ресурсов выражается:

- в материало- и энергомалоемкости, следовательно, в уменьшении остроты сегодняшних экологических проблем и, возможно, вообще разрешении этих проблем в будущем;

- в динамичности высоконаучного потенциала технологии и продукции, повышающего научно-технический уровень населения;

- в необычайно высокой эффективности производства, например, даже отдавая экономическим подсистемам больше их непосредственного вклада (свойство мультипликативности, так объединение 120-150 исследователей повышает результативность каждого из них более чем в 1000 раз);

- в легкости тиражирования найденных научно-технических решений на все множество потенциальных потребителей (сравните, например, затраты на копирование какого-либо материального и информационного продуктов, имеющих одинаковые трудозатраты при их разработке);

- в способствовании социальной интеграции и повсеместному внедрению высоконравственных отношений, как следствия нематериальности производственной сферы. Сегодня особенно активно идет процесс замещения доминирования материальных ресурсов информационными.

Общество, базирующееся на информационной экономике, уже по своей структуре избегает большинства социально-экономических и экологических проблем, ситуационно тяготеющих над нами сегодня, и в потенциале предполагается его экспоненциальное развитие по всем основным параметрам ("знания - порождают знания").

Предполагается, что переход высокоорганизованной материи "Homo-sapiens" в Ноосферу породит у нее новое качество - возможность творения окружающего материального мира.

Помимо логического анализа уже существующего материала, работы данного проекта основываются на предположении, что в ближайшие 5-10 лет будет создана крупномасштабная информационная система (объемом памяти в ~ 1014 - 1020 образов-объектов и скоростью ввода-вывода описания и решения задач ~ 104 - 107 символов в секунду, или скоростью реакции ~ 10-3- 10-6 сек / задача) с элементами искусственного интеллекта. Один из таких технических проектов решает группа коллег.

 

Опишите календарный план и этапы проекта, продолжительность и результаты каждого этапа. Если Вы планируете командировки в связи с проектом, обоснуйте их необходимость.

Календарный план

№ п.п.

Наименование этапа

Сроки работы

Результаты работы (содержание и форма представления)

1.

Сбор и анализ информации и данных по литературным источникам эволюционного аспекта у различных форм высокоорганизованной материи.

Перевод собранной информации в машиночитаемые формы и ее предварительная структуризация.

Формирование базы данных по проблеме.

Проработка предварительной теоретической модели глобальной эволюции информационных био- и социальных систем.

Подготовка статьи в академический. журнал.

6 мес.

Аналитический отчет по постановке проблемы социальной эволюции и переходу: "информационное общество - Ноосфера".

Доклад на конференции.

2.

Разработка компьютерного инструментария для численного моделирования процессов эволюции на примере информационного общества по параметру интеллектуально-информационного ресурса.

Тестирование.

Анализ для возможной структурной корректировки компьютерного инструментария.

3 мес.

Аналитический отчет. Доклад на конференции.

3.

Разработка гипертекстовой системы для Интернета (на русском и английском) на базе современных информационных технологий по обсуждению проблем социальной эволюции:

- качественным эволюционным скачкам;

- характеристикам Ноосферы

3 мес.

Запуск макета сайта в Интернете.

Годовой научно-технический отчет.

Доклад на конференции.

4.

Подготовка монографии для публикации (150-300 стр.) по теории эволюции (активных) информационных систем.

Подготовка лекционного курса по переходу в Ноосферу.

3 мес.

Аналитический отчет.

Рукопись монографии.

Рукопись лекций.

Доклад на конференции.

5.

Апробация на группе слушателей лекционного курса

По переходу в Ноосферу.

Подготовка статьи в академический журнал.

Представление основных выводов и методических рекомендаций по переходному периоду социального развития на этапе "Информационное общество - Ноосфера"

Обобщение и анализ полученных результатов.

Составление заключительного отчета.

3 мес.

Итоговый отчет.

Общедоступный в Интернете сайт по проблемам социальной эволюции

Публикации в академических и международных, а также в электронных журналах.

Доклады на конференциях.

 

 

6. Как будет оцениваться успех проекта?

Апробацией результатов на научных конференциях и их оценкой коллегами. Результатами аналитического моделирования.

 

7. Какие научные результаты Вы ожидаете получить от проекта?

Уточнение оценок характерных этапов развития информационного общества при переходе в Ноосферу. Формирование научной парадигмы социальной эволюции человечества конечной по своей длительности. Формирование научной школы.

 

  1. В чем новизна Вашего проекта, его оригинальный вклад относительно других существующих работ по данной теме? Приложите, пожалуйста, библиографию.

Это одна из пионерских работ на процесс эволюционного перехода "информационное общество - Ноосфера". В проекте предложен подход к этой работе с позиции информатики и физики, введением меры интеллектуально-информационного ресурса. Новый взгляд на эволюцию высокоорганизованной материи (биологический и социальные этапы) - экспансия в окружающую среду (репликацией и потенциальная).

Выявление физических свойств и характеристик информационного общества. Попытка охарактеризовать свойства Ноосферы, как формы существования социального организма.

 

9. Каким образом и среди каких групп в научном и других профессиональных сообществах Вы собираетесь распространять результаты своей работы. Как конкретно Вы намереваетесь привлечь к ним внимание широкой общественности?

Как и в биологии, миллионы лет назад, когда одноклеточные организмы образовали многоклеточные, которые оказались более эффектными и эволюционно много перспективнее, чем такая же масса одноклеточных организмов, так и сегодня протягивающиеся линии Интернет между субъектами, как нервные пути в простейших кишечно-полостных (гидрах и пр.), и крупномасштабные информационные центры с элементами искусственного интеллекта, как центральная нервная система (ЦНС) высокоразвитых животных, а также и интеллектуальная элита, как некая кора человеко-машинного мозга, - все это вместе образует остов будущего социального организма, который по эффективности порождения нового знания будет на многие порядки превышать все сложившиеся к сегодняшнему дню научно-исследовательские структуры.

Эту ситуацию чувствуют или понимают уже почти все исследователи. Необходимо только озвучить (вербализовать) этот процесс и направить его в естественно-научном русле. Это можно сделать через Интернет, через дискуссии на конференциях и семинарах, через публикации и переписку с коллегами.

 

10. Помимо получения новых знаний как повлияет предложенный Вами проект на дискуссию вокруг выработки политики в Вашей области и как он будет способствовать изменениям в Вашем обществе?

Всеобщее (общечеловеческое) осознание, что наступает время радикальных перемен, и что мы будем являться его непосредственными участниками перехода в Ноосферу, заставит всех задуматься о смысле бытия, о предназначении человека.

Глядя с будущих (теоретических) ноосферных позиций на нашу современную жизнь во всех ее сферах произойдет переоценка ценностей. Каждый субъект почувствует себя клеточкой единого социального организма. Это чувство заставит всех отложить мелкие текущие дела и "вместе со всеми и для всех" начать строить гуманистические гармоничные социальные отношения.

Нелепыми станут казаться войны за территории и прочие материальные богатства. Понятия "добра" и "зла", примут однозначно понимаемую форму. Социальные отношения станут "информационно прозрачными". Информационная техника сблизит всех людей. Невозможно станет жить противопоставляя себя и свое эго общественному эволюционному движению к Ноосфере.

 

11. Объясните, пожалуйста, какие шаги Вы собираетесь предпринять в этих целях и как Вы собираетесь взаимодействовать с лицами и структурами, принимающими решения, для практической реализации предложенного проекта.

Публикациями в средствах массовой информации об особенностях и характеристиках информационного общества и ожидающейся за горизонтом Ноосферы, достичь привлечения к этим вопросам внимания научной и широкой общественности.

Выступая на различных политических форумах и семинарах и информируя политическую общественность о грядущих переменах настраивать ее на конструктивный лад, формируя гуманистическое общественно-политическое "Движение к Ноосфере".

 

12. Пожалуйста, опишите, как Ваша предыдущая профессиональная подготовка, исследовательская работа или другой опыт повлияли на Ваше стремление и возможности осуществить предлагаемый проект.

Занимаясь своей профессиональной деятельностью, я считал, что каждый в обществе также достойно выполняет свой профессиональный долг. Анализируя работу самоорганизующихся информационных систем я увидел, что если перенести их функции на общество, то они подпадают под "парадокс Рассела в социуме" (см. Математическую энциклопедию: "парадокс брадобрея", "О бургомистрах"). Суть этого "парадокса Рассела в социуме" в том, что пока человек стоит над человеком, такое общество будет чрезвычайно неэффективно ( КПД < 0,01%). Попытки политикам объяснить этот факт ни к чему не привели [Бодякин В. "Парадокс Рассела", Биржевые вести, 19 мая 1994г.].

Далее было найдено решение этого "социального парадокса" [Проект "Информоград"]. Стало ясным, что именно научная общественность должна брать на себя ответственность и само социальное (научное) управление обществом, как об этом говорил еще Платон, что "государством должны управлять знающие".

 

13. Ниже перечислите, пожалуйста, ваши недавние публикации или более ранние работы, имеющие отношение к предлагаемому проекту и послужившие для него основой.

Бодякин В.И. "Информоград - путь к бесконфликтному обществу", тезисы на Международной конференции "К бесконфликтному обществу - через образование и осознание целостности мира", г.Жуковский, Моск. обл. 30 сентября - 4 октября 1993г.

Бодякин В.И., "Этика познания", журнал "ТЭК России", 3/1995г

Бодякин В.И., "Эволюция понятия `система` в преддверии третьего тысячелетия, доклад на международной конференции: "Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика", Москва, 27-29 февраля 1996 г., в четырех томах, Т.3, стр. 214-226, Москва, Интеллект, 1997

Бодякин В.И. Концептуальный подход к построению крупномасштабных автоматизированных систем управления на базе нейролингвистических структур, тезисы доклада на VI Международном Форуме информатизации (МФИ-97), Москва, 19-26 ноября 1997г, 2 стр.

Бодякин В.И. Предложения по организации саморазвивающихся социально-экономических структур, тезисы доклада на VI Международном Форуме информатизации (МФИ-97), Москва, 19-26 ноября 1997г, 25-26 стр.

Бодякин В.И., Куда идешь, человек? Основы эволюциологии (информационный подход) -М., СИНТЕГ, 1998, 332с., 61 рис., 21 прил., тир.3000

Публикации на сайте http://www.ipu.ru/stran/bod/bod.htm

 

  1. Какие еще профессиональные обязанности Вы будете выполнять в период работы над предлагаемым проектом? Дайте подробный ответ.

Преподавание курсов: "информатики" и "нейросетевые технологии" в МФТИ. Проведение семинара "Человек и интеллектуальная машина в информационном обществе" (руководитель) и "Современные проблемы управления и Ноосфера" (один из руководителей) в ИПУ РАН. Проведение научно-исследовательской работы по построению крупномасштабных информационных систем. Организация и участие в семинарах и конференциях по научно-техническим проблемам управления обществом.

 

назад

Вернуться на главную

Hosted by uCoz