СВОБОДА  ВОЛИ

(свобода  выбора  субъекта)

 

Свобода воли субъекта характеризуется его свободой выбора в принятии решений и отображается в конкретных поступках. Процесс принятия решения в каждой конкретной ситуации всегда решается в рамках предыдущего опыта. Для каждого вида субъекта существуют (четкая) классификация событий и развития процессов на благоприятные и неблагоприятные, что эволюционно заложено в физиологически процессах организма и отображается в его карте безусловных рефлексов через боль, чувства голода, страха и пр.

Помимо видовой памяти (генетической), у субъекта есть и собственный исторический опыт, в рамках которого он также разделяет возможное развитие процессов на благоприятные и неблагоприятные. Поэтому, принимая решение в сознательном состоянии, субъект выбирает направление развитие событий только наиболее благоприятные (ожидающиеся). При этом субъект опирается на всю мощность глубины и широты "видения" своего мыслительного аппарата. Из всего множества развития событий субъект начинает реализацию одного единственного (может быть изменяющегося в процессе реализации), но всегда с наиболее благоприятным прогнозом из всех ему известных, т.е. в рамках его знания процесс принятия решений - детерминистичен. Это значит, что если есть возможность смоделировать всю информационную деятельность субъекта более мощной, чем он информационной системой, то (его) поведение данного (моделируемого) субъекта полностью (в рамках модели) детерминировано (!).

Иллюзия свободы воли объясняется практической невозможностью одного субъекта смоделировать информационно-поведенческую структуру другого. И тогда, поведение одного, в рамках знания другого, всегда непредсказуемо, что и называют "свободой воли". Но если информационные мощности субъектов существенно различны, как например, взрослого и ребенка, то для более мощной информационной системы поведение другого субъекта в достаточной мере прогнозируемо. Аналогичная ситуация возможна, если встречаются информационные системы различных эволюционных ступеней. Например, растения и животного, животного и человека, человека и Сверхразума ("гипер-суперкомпьютер", Ноосфера /как форма существования социального организма/, Бог, …).

Еще одна грань иллюзия свободы воли порождается у самого субъекта при его взаимодействии с вещественным миром. Ощущая весомость материальных объектов (масса, координаты и пр.) - Pm(i,m) и относительную невесомость мыслительных /информационных/ процессов (бит) - Pi(i,m), у субъекта порождается чувство независимости сознания от материального мира, а соответственно и его свободы, своеволия. Это чувство подкрепляется действительными соотношениями

d Pm(i,m) / d m >> d Pi(i,m) / d m ,                                      (1)

где:   d - знак дифференцирования,

         P -  параметр осязаемости объектов,

         i - информационная компонента,

         m - материальная компонента объектов.

 

Величина   

N = d Pi (i,m) / d i                                                       (2)

определяет абсолютную информационную мощность субъекта.

Понятие "субъект - объект" относительно.  Для объектов (физических тел) N=0. Если информационная мощность одного субъекта (информационной системы - ИС)  Nk больше Nj  в определенной (предметной) области информационного пространства , то Nk есть субъект, относительно Nj и соответственно Nj есть объект, относительно Nk.

Но вся свобода субъекта, истинность которой оценивается пролонгированностью субъекта в будущее, определяется зазором оставленным ему законами материального мира (Космологическими константами) и информационными системами различной информационной мощности и различного эволюционного уровня в социуме которых (биосфера, Ноосфера) ему приходится существовать.

Поэтому, вопрос о свободе относительный вопрос. Любой субъект всегда находится в определенных, на текущий момент, рамках. Это могут быть и рамки физических законов, и присутствие информационных систем как более мощных интегрально (например, следующая эволюционная ступень ИС), так и более мощных в определенных ПО (специализированные ИС).

Если рассматривать проблему свободу выбора ИС в статике, то мы приходим к банальному лапласовскому детерминизму. В основе детерминированного поведения лежит однозначная победа "сильного над слабым". "Выбор" при этом носит жесткий, некомпромиссный характер, реализуется лишь одна возможность "сильного" и исключа­ются все действия других ИС. Такое поведение свойственно животным и человеку, когда он действует автомати­чески. Тем самым, устраняя слабых субъектов, превращая их в объекты, и в силу однозначности своего поведения, "сильная" ИС, сама становится субъектом-автоматом .

Обсуждая вопрос практически, насколько одна система (ИС) может моделировать другую и соответственно управлять границами ее свободы выбора. Понятно, что в рамках ИС одной эволюционной ступени полное прогнозирование кем либо из ИС данного класса невозможно. Соответственно, практически всегда есть свобода выбора, но свобода определяемая не самим субъектом, а отсутствием целенаправленного противостояния ему остальных ИС.

Но процессам ограничивающим свободу выбора ИС противостоит процесс расширения возможностей ИС - эволюция ИС. Знание - есть свет открывающий дополнительные грани свободы выбора, но требующий определенных затрат (ограничение) на преодоление незнания (освещение). Процесс познания - это форма выживания субъектов, а не отражения бытия.

В процессе своего функционирования осуществляет определенные затраты (поддержание гомеостата, размножение, и пр.) которые не увеличивают свободу ИС. Дополнительное затрачивание ИС собственного ресурса на получение знания  хотя еще дополнительно ограничивает свободу ИС, но дает шанс расширения свободы. Очевидно, что это единственный путь развития субъекта.

Сравнивая затраты на получение знания и открывающиеся этим знанием новые горизонты свободы выбора ИС по (2), и предполагая, что знания (i), статистически усредненно, приобретаются за определенное время (t), и проводя между ними параллель получаем

N = d Pi (t,m) / d t,                                                      (3)

что говорит об экспоненциальном приросте знания от времени эволюции ИС.

В соответствии с (3), чем дальше в эволюционном развитии ИС, тем нагляднее и ощутимее (для ИС) величина (2).  Если сравнить материальную и информационную емкость современных ИС (как вершин биологической эволюции высокоорганизованной формы существования материи), то отношение

       

 

 

Соотношения (3) и (4) показывают, что мы вступаем в качественно новый этап эволюции высокоорганизованной формы существования материи. Теперь субъекты не ограничивают (как на доинформационных этапах эволюции), а наоборот увеличивают свободу выбора каждого субъекта ("социальная видовая и межвидовая справедливость") и за счет роста (4) уменьшают нагрузку и на объекты ("экологический императив").

Проблему детерминизма и свободы Кант считал неразрешимой для разума. По Канту, свобода не феномен, а ноумен. "Сознание не отражает, а формирует бы­тие через деятельность субъектов".

 

СВОБОДА   ВОЛИ

 

Свобода, воля, управление. В кибернетической метафизике свобода рассматривается как фундаментальное свойство природы. Законы природы суть ограничения на эту свободу, они не обязательно приводят к определенному ходу событий. Понятие свободы подразумевает наличие некоторого активного фактора, который разрешает неопределенность, присущую свободе, выбирая одно определенное действие из множества возможных. Мы называем этот фактор волей. Мы говорим, что воля управляет некоторой кибернетической системой, когда свобода системы ограничивается действиями, выбираемыми волей.

 Рассмотрим более подробно отдельные составляющие поведения сложных систем (биологических) "свободы воли" F = f(C, V, S).

S - это наиболее разработанная современной наукой область знаний, на уровне прикладных характеристик (физика, химия, …), но та же terra-incognito в своем фундаментальном осмыслении (понимании). Это область космологии, Большого взрыва, теологии. Где нет четкого понимания и однозначности.

В нашем понимании под S будем понимать множество текстов, порождаемых ПО и воспринимаемых системой как основа для порождения причинно-следственных связей. Для физических систем - это информационный аналог физических законов, для биологических систем - это информация. Более подробно и формально S рассмотрено в работе [1].

Следующие компоненты "свободы воли" f(C, V) рассмотрим применительно только к биологическим (информационным) системам (ИС).

C - это целевая функция ИС. На начальном этапе функционирования (развития) это слабоструктурированное множество "условных рефлексов" - пар: "если S(A), то F(B)". Далее, для сложных ИС (например, высшие животные, человек), уровень доминирования С - целевой функции переходит с морфологического на информационный уровень системы. Этот механизм перехода (модификации) рассмотрен в [2 Сознание,  Самосознание].

V - это память ИС. Чем полнее (?) в ней отражается ПО, тем эффективнее (адекватнее) (?) возможно поведение (реакция) ИС, в рамках С. Память ИС это наиболее динамичная (технологичная, требовательная, критическая, острая) ее характеристика (объем, время доступа-реакции, структуризация адекватная С и S).

Память ИС это поле возможного поведения ИС, это поле возможных ее реакций F. Знание ИС позволяет выбирать различные траектории реализации F, практически малозависящие от  S, а больше определяемые  C и V . Знания аналогично, как катализаторы в химии снижающие (t ) потенциальные барьеры для любых решений F. Знания делают доступными расширяющееся множество  решений и задача ИС выбрать наиболее адекватное с позиции ее целевой функции С.

Адекватность С и S. Сначала было S. Первоначальное С сформировалось методом ограниченного перебора. Появилась жизнь (примитивная, биологическая), т.е., С = f(S).

Неразделимость V и С. Уже в простейшей реализации ИС V отражает С (например на N-элементе). Задача инженера (реализация) и информатика (модель, ресурс). 

Подавление свободы воли ИС. Первое (аферизм, политика, педагогика), это переигрывание ИС-контрагента по всем параметрам ИС (C(t), V(t)). Подмена целевой функции (подфункциями с1 , с2 … ), предложение контраргументов V на любое V,  приводящее к определенной S, однозначно сужающее множество решений ИС-контрагента и, вводящее его в заданное (требуемое) русло F.

Второе (бантитизм), - это принудительное, силовое ограничение C, V, S для контрагента. Угрозы - изменение S, гипноз - временная подмена C, V, S, идеология - глубокая подмена C, V, S,

 

Язык (знаки) позволяет человеку управлять собственными психологическими процессами. (Узелок на память - намерение оставленное во внешней среде - основа логического рассуждения).

Свобода находится в общественной истории человечества. "Чтобы обрести душу, ее надо сначала потерять". Корни психических функций лежат вне его биологического организма - в объективных условиях его существования.

Речь сначала внешняя, а затем внутренняя - становиться одной из основ регуляции поведения.

Если на ранних этапах ребенок мыслит так как он воспринимает, то на последующих этапах он воспринимает и запоминает так, как он мыслит.

20. Интеграция и свобода. В наше время мы можем яснее, чем когда-либо, видеть фундаментальное противоречие конструктивной эволюции человеческого общества: между социальной интеграцией и личной свободой. Интеграция есть эволюционная необходимость; это очередной метасистемный переход. Если человечество поставит себе цели, не совместимые с интеграцией, результатом будет эволюционный тупик. Тогда мы не выживем. В эволюционирующей Вселенной нет остановки: все, что не развивается, гибнет. С другой стороны, драгоценной сущностью человека является свобода.

Творческая свобода личности — это двигатель эволюции в эпоху разума. Если она будет подавлена интеграцией, как в тоталитарных режимах, мы тоже окажемся в эволюционном тупике. Это противоречие реально, но ниоткуда не следует, что оно неразрешимо. В конце концов, аналогичное противоречие успешно преодолевалось эволюцией на предыдущих уровнях организации. Когда клетки объединяются в многоклеточный организм, они продолжают выполнять свои биологические функции — обмен веществ и деление. Новое качество — жизнь организма — появляется не вопреки биологическим функциям индивидуальных клеток, а благодаря им. Творческий акт свободной человеческой личности — это его “биологическая функция”. В интегрированном сверхсуществе на всех его стадиях, начиная с той, которая протекает сейчас, эта свобода должна оставаться необходимым и решающим фактором. Как достичь органического синтеза интеграции и свободы — вот вызов, который природа

 

 

назад    на уровень вверх    вперед

         Вернуться на главную

Hosted by uCoz