Модель механизма передачи социального опыта

высшими животными

(Механизм формирования социального поведения у животных.)

Наблюдая за животными, и видя как щенок старается подражать материмы умиляемся этой идиллической картине, но затем задумываемся, о механизме подражания, каким образом щенок понимает насколько точно он повторяет, например, крадущиеся движения.

Если представить, что щенок видит себя и мать в некотором гипотетическом зеркале ("дух стаи"), то можно предложить несложную кибернетическую модель синхронизации движений, аналогичную "черепашке Уолтера" [ ], моделирующей простейшие безусловные и условные рефлексы. Но модель с "зеркалом" не реальна, не отражает действительности. Не являясь зоологом, а инженером, попробую предложить кибернетическую (информационную) модель механизма передачи социального опыта высшими животными.

Предположим, что взрослое животное уже хорошо освоило все социальные правила поведения данного вида. Соотнося формы действий своих членов стаи с конечным результатом, допустим охоты, у этого животного сформировалась таблица условных рефлексов: "форма действий - результат охоты".

Второе допущение, заключается в том, что между матерью и щенком уже существует эмоциональный язык, например, высота рычания. Суть этого языка в том, что минимальная высота рычания означает полное одобрение, максимальная - полное неодобрение, и промежуточные высоты - пропорциональную оценку. Щенок уже успел выучить этот язык матери, через шлепки и ласку (что уже непосредственно с безусловными /запаянными/ рефлексами).

Еще одно допущение, что конструкция центральной нервной системы щенка параметрически достаточно высока, чтобы обучаться запоминая не только конкретные ситуации в виде таблицы условных рефлексов, но запоминать динамику изменения параметров центральной нервной системы, например, величины производных характера тональности рычания матери и собственных напряжений определенных мышечных групп.

Еще одна особенность высших животных - это длительный период детства, когда в играх происходит обучение собственным возможностям тела, с социальными требованиями (картирование - таблицы условных рефлексов).

Рассмотрим одну из типичных задач. Мать обучает подкрадываться. Щенок примерно соотносит позу матери и свою собственную, как минимум, в направлении движения. Мать же точно видела и помнит, характер подкрадывания членов стаи и результат тех охот. Соотнося форму движения лучших результатов охот, она рычанием дает знак щенку, что ему надо изменить позу (каждый щенок, если их несколько, может быть у нее поименован своей особой тональностью - именем). Щенок начинает менять характер подкрадывания, например сильнее прижимаясь к земле. По изменению тональности рычания матери в сторону поощрения он понимает что, что начатое им движение надо продолжить. Мать производит постоянное сравнение форм движения при лучших результатах охот с формой движения ее щенка. Если даже щенок доходит до предельной (в играх) формы, но не получив одобрения матери, он будет продолжать прижимание к земле (сохранение производных изменения мышечных групп). Получив одобрение со стороны матери, он запоминает его как хорошее.

Попав на настоящую охоту и видя вокруг себя позы аналогичным материнским, он, вспомнив, выполнит урок. При удачной охоте, произойдет закрепление формы движений и положительного подкрепления со стороны безусловных рефлексов: сытость, продления рода и пр. Далее уже он будет передавать социальный опыт охоты своему щенку.

Механизм начального формирования социального опыта высшими животными имеет как случайный характер, запоминаются и затем передаются все удачные способы охоты, так за счет сложных механизмов их центральной нервной системы. Центральная нервная система автоматически пытается компактифицировать (сжать) информацию, выделяя общее (процесс абстрагирования), как в действиях животного, так и в полученных результатах. Поэтому попав в новую для себя ситуацию (но ассоциативно аналогичную по ее некоторым компонентам уже имеющимся в опыте) животное принимает решения которое часть может оказаться весьма разумным. Далее оно может быть занесено в арсенал социального опыта стаи, укрепляя ее адаптационные возможности к условиям среды.

Социальный опыт высших животных может и теряться навсегда, если они попадают в другую среду. Например в зоопарк или к другому виду. Хотя они более приспособлены для перенятия опыта именно своего вида, но в случае отсутствия соплеменников они обучаются поведению нового вида, хотя и могут привнести их вид новый опыт.

Случай - многие поколения

 

назад    на уровень вверх    вперед

Вернуться на главную

Hosted by uCoz