ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

© Владимир Бодякин (ИПУ РАН, тел.:/095/334-92-39)

Симптоматично, что на Всемирном форуме ООН ("Повестка дня на XXI век", Рио-де-Жанейро, июнь 1992) по принятой программе "Устойчивого развития" в разделе "Средства осуществления" на организацию новых форм "Поселений" выделенные средства многократно превышают (в 4-7 раз) такие важнейшие разделы как: "Здравоохранение" (51 млрд. долл.), "Ликвидация бедности" (30 млрд. долл.) и "Образование" (14,6 млрд. долл.). Около половины (218 млрд. долл.) от финансирования всей Программы на 1993-2000 гг. ООН выделила именно на организацию поселений развивающихся стран ["Программа действий" - документы конференции в Рио-де-Жанейро, сост. М.Китинг, публикация "Центра за наше общее будущее", Женева 1993г]. Соотношения выделенных ООН средств отражают понимание общественностью всю важность разработки научно-обоснованных социально-экономических структур для будущего человечества. Сегодня, как никогда ранее, необходимо предложить и апробировать радикально новые парадигмы социально-экономического саморазвития общества.

Определившийся эволюцией научно-технического прогресса перенос центра тяжести экономического развития с материальных сфер производства (энергетическо-сырьевой базис) на наукоемкие и высокотехнологичные сферы, можно однозначно определить как бурный рост информационного сектора экономики. Этот сектор во многих высокоразвитых странах Запада уже сейчас охватывает более половины трудоспособного населения и имеет тенденцию к неуклонному росту, так, если в 1900 году информационный сектор составлял максимум 5-10%, то к 2000 году ожидается его рост до 70-85%.

Предпочтительность информационной экономики заключается: - в ресурсо- и энергомалоемкости, следовательно, в уменьшении или, вообще, снятии острых экологических проблем; - в высоконаучном потенциале продукции, приводящем к повышению социально-культурного уровня населения; - в высокой эффективности производства, обеспечивающей высокий жизненный уровень всего населения с ориентацией его на всестороннее повышение культурного уровня.

Предпочтительность определяется и тем, что одноразовое финансирование фундаментальных разработок социально-экономических структур автоматически решает множество сегодняшних проблем, в том числе, например, образования и здравоохранения, которые требуют и будут требовать ежегодного финансирования, т.е. либо фундаментальное решение проблемы - разработка перспективных структур технополисов-информоградов, либо бесконечное латание "социальных дыр".

Нашим Институтом разработана концептуальная модель высокоэффективной саморазвивающейся социально-экономической структуры (проект "Информоград"), основной целью которой является развитие интеллектуально-информационного ресурса - (ИИР). На нынешнем этапе - это разработка прогрессивных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых технологий, основной компонентой которых является информационная. В информограде предполагается комплексное решение проблемы "человек - производство - быт", при этом основную техническую нагрузку будут нести мощные интеллектуальные информационные системы (НИИС) на базе нейролингвистической парадигмы.

Экономика информограда, базирующаяся на ИИР, выражается в производстве интеллектуальных (brain-based) высокорентабельных товаров и услуг, научно-производственных исследованиях, патентной деятельности и др. "Стратегическая" цель информограда заключается в максимальном способствовании приросту ИИР. Техника (НИИС) позволит полностью отслеживать и обрабатывать большие объемы производственной и социальной информации, практически исключая как дублирование в научно-производственной деятельности (сегодня в науке дублирование исследований достигает 90-95%, в патентной деятельности - 80-85%), так и в социальной области, практически исключая сокрытие и искажение какой-либо социально общедоступной информации. При этом реализуется полное социальное равенство всех субъектов социума. Ожидается, что отсутствие в информограде сегодняшних многочисленных несогласованностей в производственной и социальных сферах приведет к устойчивому ежегодному приросту ВП свыше 40-70%. Вопросы политики и юриспруденции информограда, с помощью НИИС упростятся до обозримых любым человеком объемов знаний и основой их станет открытость и честность. В результате выполнения Проекта будут гармонично решены многие сегодняшние наболевшие проблемы.

Объем стартового финансирования, необходимый для реализации этапов, связанных с проведением фундаментальных работ по Проекту, составит несколько млн. долл., что существенно меньше стоимости аналогичных проектов за рубежом. По мере их выполнения будут появляться возможности уже практических реализаций наработок проекта как для их самофинансирования, так и для реинвестиций в развитие всего Проекта.

Разработано несколько эскизных вариантов Проекта: на 500-1000 чел. ("Агро-информоград"), 2-10 тыс. чел. ("Аква-информоград") и на 10-100 тыс. чел. ("Информоград"). Реализация Проектов может рассматриваться как "стратегия национального развития", так и для решения общенациональных проблем при содействии ЮНЕСКО и ООН. Первые два Проекта имеют еще и морской вариант, со строительной базой на Дальнем Востоке России (район Комсомольска-на-Амуре).

 

назад    на уровень вверх    вперед

Вернуться на главную

Hosted by uCoz