ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
В.И. Бодякин
(E-mail: BODY@IPU.RSSI.RU)
©
Москва, ИПУ РАН, тел. 334-92-39Я не являюсь истинно верующим, поэтому мои исследования в области информатики и системологии с непредвзятым отношением к вопросам религии, возможно, будут представлять определенный интерес.
Основой научных исследований является опытный факт. В основе религии лежит Вера, Вера в гармоничность и справедливость Мироздания. И два этих широких течения соединяются на Человеке. Наука, как попытка целостного понимания человека в виде некоторой материальной системы способной к творческой деятельности, и религия, в представлении человека как арены духовной борьбы добра и зла.
Еще две тысячи лет назад людям были провозглашены истинные моральные ценности: "не укради", "не убий". Они указали путь и дали надежду на оздоровление для духовно умирающей цивилизации в лице Римской империи. За прошедшие две тысячи лет люди пережили многое и на опыте убедились в жизненной важности основании общества на этих моральных ценностях.
К этим же выводам приходит и наука. В соответствии с законами общей теории систем, выраженных А.А. Богдановым в книге "Всеобщая организационная наука". М. Л., 1925, показано, что эволюционный потенциал (социальной) системы существенно зависит от характера взаимодействия ее подсистем. В случае их индифферентного отношения – потенциал системы эквивалентен усредненному потенциалу подсистемы; если между подсистемами идет борьба, то потенциал всей системы меньше самого слабого потенциала подсистемы; при объединении же подсистем единой целью – потенциал всей системы становится много больше суммы потенциалов всех подсистем (!).
Казалось бы, вот вам рецепт построения идеального общества. Но если бы люди руководствовались разумом и верой, "Золотой век" наступил бы еще две тысячи лет назад.
Еще один аспект системности заключается в том, что для поддержания социума в системной целостности необходимо государственное управление. Правящей группе людей приходится управлять другими и в тоже время, самими собой. В демократических обществах изначально подразумевается социальное равенство всех групп населения. С математической тоски зрения ситуация управления одного человека другими и одновременно самим собой, на основе полного равенства невозможна и получила название парадокса ("парадокс брадобрея" или "парадокс Рассела в социуме"). И так как в человеке пока еще недостаточно духовного, то власть одного человека над другим, таким же, как он – и есть основа любой социальной несправедливости, напряженности и борьбы во всех современных обществах.
И если бы люди прислушались как употребить власть к слову Христову - "первый из вас да будет всем слуга", то общество гармонично развивалось как целостный организм, а так, сейчас человеческое существование превратилась в постоянную взаимовражду между различными социальными группами, отнимая у всех силы от созидательной деятельности.
Худо ли бедно ли, но человеческая цивилизация за две тысячи лет пришла к современному развитию науки и промышленности. Особенно разительные изменения произошли в последнее столетие. Основной особенностью современного научно-технического прогресса стала миниатюризация во всех ее аспектах. Уменьшалось энергопотребление создаваемых изделий и их материалоемкость.
Если проследить этот процесс, то можно увидеть интересную особенность, что наступит время, когда для реализации любой человеческой потребности достаточно будет бесконечно малое количество вещества. Это особенно четко видно на примере развития электронно-вычислительной техники. Еще двадцать лет назад ЭВМ представляла собой множество громоздких шкафов, занимавших несколько комнат. Современный уровень знания позволил создать ЭВМ, размещаемую на письменном столе, в портфеле и даже в кармане. Еще более разительные изменения наблюдаются во временных затратах при производстве какого-либо продукта. Здесь уже по широкому спектру потребностей человека (пища, одежда и др.) происходит ускорение их производства в тысячи и десятки тысяч раз. Например, на производство равномощных ЭВМ за последние 50 лет произошло уменьшение ресурсных затрат в 10
7-109 раз, т.е. на 7-9 порядков. Эволюционно, в каждой человеческой потребности идет непрерывный процесс замещения материального ресурса знанием.Если построить усредненный график "Объект от t" данное процесса всеобщей миниатюризации для различных областей человеческой деятельности и экстраполировать его, то на нем можно обнаружить точку Ноосферы, отражающую бесконечно малое количество материального ресурса. Соответственно при этом уровень знания будет обладать такой количественной и качественной полнотой, что любой объект будет известен до атома, и человеку будет достаточно приложить бесконечно малое усилие к бесконечно малому объекту, чтобы породить желаемый объект. Это та "материализация идеи-мысли", о которой столь долго уже говорят фантасты.
Время достижения человеческим разумом полного знания о нашей Вселенной и определяет время завершения существования человечества в его сегодняшней форме (аналогично, например, как куколка переходит в состояние бабочки). В момент наступления ноосферы человек приобретет полную свободу над веществом, пространством и временем, полную свободу над всем материальным
. С этого момента только сознание человека будет определять его поступки. Отвечая на воскрешение Лазаря, как на чудо Христос говорил, обращаясь к людям, "что еще и большие чудеса вы сотворите".Линейно аппроксимируя данные по динамике уменьшения ресурсоемкости по техническим изделиям (ЭВМ, приборы, бытовая техника), а также по уменьшению ресурсоемкости в строительстве, производстве пищи и одежды и экстраполируя усредненные данные мы получили оценку наступления времени ноосферы
в диапазоне от 2030 до 2500 года. Естественно, что будущие события могут скорректировать эту оценку.Состояние человечества в состоянии Ноосферы будет чрезвычайно неустойчиво, так как воздействия каждого человека может уже носить характер глобальных воздействий. И объективно люди должны перейти в другую форму существования, поэтому этот момент в жизни человечества мы назвали "Светлым апокалипсисом" когда духовно чистые люди перейдут в следующую фазу развития Разума.
Возможно, об этом времени "... Говорю вам тайну, не все умрем, но все изменится вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" говорил апостол Св.Павел.
Царствие Божие, где Бог (Любовь и Добро) заполняет все собою и где не остается места для какой-либо внебожественной действительности, есть конец, завершение текущей мировой истории современного человечества.
Данное определение TСА - "Светлого апокалипсиса", дает те нравственные координаты, которые каждому человеку указывают не только знак, но и величину нравственности его поступка, которая хотя и выражается величиной в единицах времени, но за ней стоят жизни многих и многих людей, т.е. вся наша поликритериальная жизнь, сводится к количеству секунд или их долей, на которые нашими поступками и делами изменяется время прихода TСА
.Но наступит ли наше будущее, непосредственно зависит от наших сегодняшних поступков. Происходящая сегодня в мире десакрализация понятий ("Бог, Родина, знания, долг, дружба, нежность, жизнь, надежда") превращает исторически сложившуюся иерархическую структуру моральных ценностей просто в их множество, нанося существенный вред развитию общества. Каждому субъекту приходится уже на своем опыте заново строить уже проверенную опытом многих поколений шкалу ценностей. И основная задача религии видится в сохранении через веру всего нравственного потенциала, накопленного человечеством.
Биологическое начало в человеке часто подталкивает его к асоциальному поведению. Зло во всех своих проявлениях самоуничтожимо и антиэволюционно. Оно может существовать только за счет паразитирования на социальном организме. Механизмы зла: ложь и насилие. Действие зла – ограничение потенциальной свободы субъекта общества. Зло всегда настигает и своих авторов. Если раньше последствия зла настигали только последующие поколения авторов, о чем говорит история, то сегодня благодаря НТП, в эпоху тесной и динамичной взаимосвязи социально-экономических во всем мире, последствия зла настигают своего породителя уже через месяцы. Сегодня асоциальное поведение (зло) невыгодно абсолютно всем, ни одному субъекту, и задача науки, донести объяснение этого факта до атеистической части населения.
Передовая наука должна идти по пути познания Вселенной рука об руку с религией (как верой в необходимость добра) и с искусством (всепроникающим ощущением прекрасного), со всеми, кто живет будущим человечества, кто любит людей, распространяя вокруг свет знаний, чтобы окружающие не находились во тьме зла.
Творчество человека всегда будет лежать на грани между наукой и искусством, и опираться на веру (религию) в высокую нравственную предназначенность человека. Мера жизненности и духовной свободы человека – это его знания. По мере продвижения по пути познания человек будет непроизвольно самосовершенствоваться как духовно, так и физически.
В МФТИ и ИПУ РАН проводятся работы по взаимной интеграции научного и духовного знания. В частности, это работы профессоров МФТИ О.Д.Куракиной и И.Б.Петрова. К сожалению, по независящим от них причинам, они не смогли присутствовать на сегодняшнем "круглом столе". Их доклады еще бы более точно осветили вопросы взаимодополнения религии и науки, как в области духовного становления – это широкое течение "Русского космизма", так и в механизмах нелинейной динамики теории неравновесных иерархических систем при формировании самых разнообразных самоорганизующихся структур.
Наша группа занимается разработкой проекта "Информоград". То, что надо обществу сворачивать с индустриально-потребительского пути, согласны все, но куда и как? Информоград - это концептуальная модель саморазвивающейся социально-экономической структуры, основной целью которой является развитие интеллектуально-информационного ресурса (знание о человеке, об окружающей природе, о Вселенной). На
нынешнем этапе - это разработка прогрессивных и энергосберегающих экологически чистых технологий, основной компонентой в которых являются информационные технологии. В информограде предполагается комплексное решение проблемы "человек - производство - быт (физическое и духовное здоровье)", при этом основную техническую нагрузку будут нести мощные информационные системы на базе нейросемантической парадигмы.Ближайшими аналогами информограда можно рассматривать структуры наших академгородков, технополисов и технопарков Запада.
Построение социально-экономических отношений внутри информограда на базе новых информационных технологий приводит к радикальным изменениям по всем аспектам привычных нам социальных отношений. В частности, в информограде бесконфликтно разрешается Парадокс Рассела. Общество становится социально неиерархическим /единым/ и действительно социально-равноправным. Но самое главное, оно становится "едино-семейным", всячески помогая каждому индивидууму в его духовном и физическом становлении. Индивид становится центром внимания всего социума.
"Судить по совести (цели, смыслу), а не по букве" - категорический императив для каждого живущего в информограде (жизнь слишком сложна и многогранна, чтобы письменный закон мог покрыть и успевать отслеживать все разнообразие ее проявлений). При этом каждый субъект волен поступать, как он считает нужным, но должен быть всегда готов дать всем объяснение мотивов своих поступков.
Если кратко охарактеризовать, что такое "Информоград", то можно выделить важные для сегодняшнего дня три момента это:
- высокая производительность творческого созидательного труда;
- отсутствие любой социальной лжи
("бескастовость информации") и, как следствие, согласованная ориентация всего творческого потенциала только на созидание индивидуально нового ("неслиянность личности и социума");- возможность полной и свободной реализации личности в любой сфере деятельности
- от бытовой до производственной ("нераздельность личности и социума").Информоград - это наше гармоничное будущее.
В решающие, социально значимые исторические моменты религия, искусство и наука всегда обнаруживают полное согласие. Религия и естествознание (наука) нуждаются в Вере осмысленности бытия и миропорядка (Правды). При этом если Вера для религии стоит в начале любого поступка, то наука индуктивно, асимптотически приближаясь, приходит к Знанию-Вере, и, апеллируя к ним, объясняет на их основе свои поступки. Религия, оглядываясь на науку, также меняет некоторые свои догматы относительно природного мироустройства. "Знания порождают и укрепляют веру".
Характерно, что многие известные исследователи в области естественных наук на этапе своей зрелости приходят к выводам о необходимости существования Высших сил, и только в этом случае их жизнь обретает некоторый смысл, как личностного, так и общественного характера.
Хотя прямых экспериментальных данных о Высших силах нет, но косвенные данные, а их множество, говорят нам об этом. Что и заставляет сделать вывод, что вероятность существования Высших сил гораздо большая, чем вероятность их отсутствия.
Многие из Вас хорошо знают об Антропном принципе, как об удивительно точном соответствии Мировых констант, лежащих в основе строения материи способной к развитию к жизни, отклонение в долях процента которых от их реального значения преобразовывало бы Вселенную в совершенно другое, безжизненное состояние. Можно было бы привести еще много примеров согласования науки и религии, причем по мере роста нашего знания это согласование и взаимопонимание еще только больше возрастает.
Становится также понятной и необходимость явной непроявляемости Высших сил. Потому как только на человека возлагается ответственность за направление развития событий на земле. И эта ответственность лежит на нас с вами. И ежеминутно, каждым своим поступком мы должны приближать светлое будущее всего человечества.
Сентябрь 1999 года